По данным компании IHS Automotive, разрушения в результате цунами затронули десятки производителей автомобильных комплектующих и электроники

Японские автоконцерны были вынуждены остановить большинство своих предприятий, расположенных на территории страны. Обрушившийся на острова Хонсю и Хоккайдо цунами нанёс огромнейший урон производству, транспортное сообщение между заводами практически невозможно, а многие из рабочих просто-напросто остались без крыши над головой. В результате конвейеры таких автогигантов, как Honda, Toyota и Nissan встали на неопределённый срок, и сколько времени и средств потребуется на восстановление производственных мощностей — пока не известно.

Впрочем, главной проблемой японцев оказалось даже не фактическая дисфункциональность автомобильных заводов. Непосредственно на территории страны производится лишь 30% продукции автоконцернов, остальное собирают в Европе и в США. Поэтому временный простой части предприятий не сильно отразится на объёмах выпуска; другое дело — нехватка комплектующих, которая грозит уже не только японцам, но и многим другим производителям авто.

К таким выводам пришла международная исследовательская компания IHS Automotive. На территории Японии помимо всего прочего располагаются многие заводы автомобильных запчастей. Плюс, здесь же делают всевозможную электронику — ездить без неё в принципе можно, но выпускать в продажу автомобиль в неполной комплектации не будет ни один уважающий себя автозавод. В итоге, остановка производства автодеталей на территории Японии может «заморозить» выпуск европейских и американских авто. Среди возможных жертв — Jaguar, Ford и Audi, а также Toyota, Subaru и Mazda, чьи заводы расположены на территории США.

По оценкам IHS Automotive, от цунами пострадали десятки заводов автокомплектущих и электроники. Среди них, например, предприятия фирмы Denso, которая снабжает американские заводы Toyota, а также GM, Mazda и Jaguar; производственные мощности Fujitsu — они обеспечивали Subaru, Ford и Toyota; и заводы концерна Aisin SW, его продукция поставлялась на предприятия Toyota, GM и Audi. Кроме того, перебои в работе начались у концерна Panasonic.

Сами производители авто пока не спешат распространятся о проблемах с поставками; впрочем, компания Toyota уже признала факт, что получает продукцию менее чем от половины поставщиков, чьи предприятия расположены в пострадавшем регионе. Опасаются дефицита комплектующих и в концерне Mazda; а представители Suzuki пока подтвердили лишь то, что испытывают трудности со связью с поставщиками.

Как считают эксперты, если бы автопроизводители имели собственные складские запасы комплектующих, сильного простоя можно было бы избежать. Однако подобная практика практически не применяется, все поставляемые детали идут сразу же «на конвейер», объёмы поставок зависят от фактического краткосрочного плана производства.

— Поэтому теперь все зависит от того, насколько долго продлится пауза в поставках комплектующих из Японии, — цитирует «Рейтерс» эксперта по авторынку профессора Штефана Братцеля, возглавляющего немецкий исследовательский институт Center of Automotive. По словам Братцеля, простой производства может составить как день, так и неедлю, и за это время размер ущерба атвоконцернов достигнет сотен миллионов евро — ведь траты на амортизацию оборудования и зарплату персонала на это время полностью сохранятся.

Пока же заводы, расположенные в Европе и США, смогут работать лишь на «остатках» предыдущих поставок комплектующих, передат РБК. Кроме того, в процессе перевозки сейчас находятся партии деталей, выпущенные до землетрясения и отправленные морем, однако хватит ли их для того, чтобы избежать простоя автозаводов, пока никто не подсчитал.

Кстати

По данным Ассоциации европейского бизнеса, автомобили марки Nissan стали самыми продаваемыми иномарками в России по итогам февраля. За месяц их продажи увеличились чуть ли не втрое (на 197%) и составили 10501 машину.

Пока что российские автодилеры не ожидают каких-либо перебоев с поставками японских авто на отечественный рынок, исключение составят только те модели, которые собираются на территории Японии. Между тем, судьба многих японских предприятий по-прежнему остаётся неясной. Согласно сообщению, распространённому российским представительством концерна Toyota, сборка автомобилей на японских заводах возобновится не ранее 22 марта. Также информация поступила от компании Nissan: производителю удалось выборочно запустить несколько предприятий, однако никакой определённости в графике и объёмах работы до сих пор нет.

Лев Пухлых