Счет трат на проведение спортивно-политических проектов пошел на сотни миллиардов рублей.

Гордость за престиж страны в уходящем году удовлетворена практически полностью. За последние несколько лет Россия благодаря несокрушимой воле высшего руководства сумела заманить к себе все более или менее значимые спортивные и политические мероприятия. Вопрос о том, сможет ли дефицитный бюджет вынести все расходы на эти проекты, остается пока без ответа.

Стоит перечислить достижения: в ближайшие годы Россия уже «подписалась» на проведение форума АТЭС-2012 во Владивостоке, Универсиады-2013 в Казани, Олимпиады-2014 в Сочи, не говоря уже о строительстве трассы «Формулы-1» и других сопутствующих проектов. При том, что все они направлены на развитие инфраструктуры, спорта и т.д., нельзя забывать и о реалиях – для дефицитного российского бюджета все это может оказаться непосильной ношей. Аналитики заявляют о том, что совокупные затраты только на три проекта – форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТЭС), Универсиада и Олимпиада – оцениваются в сумму около 700 млрд. руб. – около 23 млрд. долл., что составляет 1,8% ВВП 2009 года. Кроме того, Россия получила право на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году, минимальные затраты на который оцениваются в 6 млрд. долл. И все эти суммы далеко не окончательные, учитывая традиционную для страны особенность увеличения затрат.

Между тем приближение зимней Олимпиады-2014 не добавляет ясности в финансирование этого проекта. В начале декабря вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что в 2010 году на строительство олимпийских объектов в Сочи уже затрачено 100 млрд. руб., и этот год можно считать началом массового строительства олимпийских объектов. Между тем ранее в Минрегионе расходы на подготовку к зимней Олимпиаде оценивали в 950 млрд. руб., что сулило России абсолютное мировое первенство в расходах на зимние Игры. Подготовка к Сочи-2014 может стоить более 30 млрд. долл., тогда как другие страны обходились на порядок меньшими суммами.

Футбольный форум-2018 становится новой священной коровой, при помощи которой можно пролоббировать практически неограниченное финансирование. По официальным оценкам, расходы на ЧМ составят около 300 млрд. руб. При этом строительство и развитие аэропортов, дорог, гостиниц должно, по мнению премьер-министра Владимира Путина, окупиться в полной мере. Однако министр финансов Алексей Кудрин уточнил, что это лишь некие «самые главные расходы, чтобы провести чемпионат» – без учета трат на инфраструктуру. Так что вполне ожидаемо, что бюджет российского футбольного шоу раздуется до невероятных размеров.



Но даже грубое сравнение ежегодных расходов на те федеральные целевые программы (ФЦП), которые «конкурируют» с подготовкой к Олимпиаде-2014 и ЧМ-2018, показывает явное сокращение программного финансирования. Даже когда оно в номинальном выражении наращивается, в реальном выражении из-за инфляции идет его очевидное сокращение. Так, проект госбюджета предполагает увеличение финансирования транспортной системы РФ на 6,8% за период с 2011 по 2013 год. Это будет явно ниже накопленной за три года инфляции, потому что, по официальным прогнозам, за один только 2011 год она составит 6,5%. Финансирование же спортивных ФЦП сокращается в течение трех лет даже в номинальном выражении – более чем на 35%. В самом деле – зачем заниматься спортом в планово-бюджетном порядке, когда грядет такой мощный «распил» госсредств?