Почему граждане впали в потребительский пессимизм?

ПЕРЕМЕНА НАСТРОЕНИЙ

Россияне находятся не в самом лучшем потребительском настроении. К таким выводам пришли статистики в ходе опроса граждан. Росстат регулярно интересуется у людей, что они думают об экономической ситуации, как оценивают свое материальное положение, готовы ли тратить деньги или больше предпочитают сберегать. А также каких изменений ждут в будущем. В итоге статистики выводят индекс потребительских ожиданий или настроений. В ходе последнего исследования выяснилось, что наши граждане если не впали в потребительскую депрессию, как это было в начале прошлого года, то довольно существенно помрачнели.

Смотрите сами: если в середине года 31% опрошенных отрицательно оценивали изменения в экономической ситуации, то к осени их доля выросла до 35%. А доля мнений со знаком плюс, наоборот, снизилась с 23% до 21%. Еще печальнее дела обстоят со взглядом в грядущее. До 24% стало больше тех, кто уверен, что в течение года дела с экономикой ухудшатся, а на положительные сдвиги рассчитывают только 21% (во втором квартале - 27%) граждан.

Не так празднично, как еще несколько месяцев назад, смотрят люди и на личное материальное положение. Так, почти треть (28%) опрошенных считают, что их благосостояние ухудшилось. В результате статистики были вынуждены констатировать: индекс потребительской уверенности впервые в этом году снизился. Не сильно, но малоприятно. Ведь индекс, который стабильно рос с 2002 года и обвалился в начале 2009-го до исторического максимума, после этого начал постепенно восстанавливаться. И вот снова обратный ход. То есть люди решили, что жизнь не наладилась, все плохо, поэтому лучше приберечь денежку на черный день, чем потратить в магазине.

Это, безусловно, не может радовать. Как известно, потребитель в кризис - локомотив, способный вытащить экономику из застоя тем, что будет покупать, оживляя спрос, за которым подтянется и предложение от промышленности, сельского хозяйства. Если потребитель затаился и покупать принципиально отказывается на том простом основании, что перспективы его туманны, то производителям просто некому предлагать свои товары и услуги. Экономика в застое, а мы - с деньгами на черный день, вероятность которого увеличивается из-за нестабильности. Замкнутый круг.

Тем не менее результаты исследования Росстата оказались в меру непредсказуемыми. Например, совершенно логично, что люди предпочли сбережения покупкам в начале прошлого года.

О какой уверенности могла идти речь, когда в стране росла безработица, финансовые институты трещали по швам, а личное будущее представлялось в лучшем случае неопределенным. Но почему вдруг неуверенность появилась сейчас, когда все вроде бы нормально?

РОСТОВЩИКИ ПОНЕВОЛЕ

Казалось бы, трать и радуйся, восстанавливай уровень шопоголизма в крови, который сильно упал в период нестабильности. Тогда чуть ли не единственным пристанищем для наших средств стали банки, куда народ опять активно повалил с накоплениями на черный день. Тем более что те всячески поощряли высокими ставками. Но стоило ситуации немного стабилизироваться, как банки сменили милость на гнев, резко снизив обещанную доходность. Чем не повод отнять сбережения у скупердяев и предаться потребительскому азарту?

- Когда Центробанк начал серию снижения ставки рефинансирования, а за ним потянулись и банки, государство дало людям четкий сигнал, что социальные последствия кризиса закончились. Мы вам помогли уберечь деньги, а теперь самое время нести их на рынок, активно покупать, чтобы подтолкнуть экономический рост, - говорит директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов. - Но грянули события лета. Люди у нас существа нежные, легко впадают в неуверенность, и их потребительские настроения часто идут вразрез с экономическими чаяниями правительства.

- Цены на продукты подскочили резко, что и насторожило население, - соглашается директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Алексей Шевяков.

Действительно, инфляция, долго державшаяся в указанных ей правительством рамках, в августе взбунтовалась. Особенно взбрыкнули цены на продукты вообще и некоторые в частности. Достаточно вспомнить 30-процентное подорожание гречки. Не остались на месте цены на хлеб, яйца, овощи и фрукты, что особенно странно в сезон. Для малообеспеченного населения ценовой шок оказался наиболее существенным.

- Для них инфляция, мягко говоря, в два раза выше, чем по официальным показателям, поскольку в структуре их расходов преобладают продукты и коммунальные платежи, а на них цены выросли на 30 - 40%. Им просто нечего сейчас тратить, - полагает Алексей Шевяков.

Но Сергей Смирнов с этим не совсем согласен:

- Зарплаты относительно 2009 года выросли, а пенсии и вовсе индексировали опережающими темпами.

Как бы то ни было, но статистика свидетельствует, что люди поменяли не только настроение, но и поведение. Банковские депозиты пухнут примерно на 200 млрд. рублей в месяц, как в «лучшие» кризисные периоды. Многие банки пытаются отогнать вкладчиков чуть ли не метлой, устанавливая низкие, совершенно невыгодные ставки по вкладам. Но люди упорно несут и несут сбережения, опасаясь тратить.

АВТОРЫНОК ВЫВЕЗЕТ

Долго ли продлится потребительский пессимизм? По этому поводу мнения экспертов тоже разошлись.

- Судя по мировым тенденциям роста цен на продовольствие, а мы от импорта очень сильно зависим, по уровню цен на топливо, сельхозпродукцию, улучшения ожидать не приходится. Поэтому непонятно, откуда взяться оптимизму и в дальнейшем, - уверен Алексей Шевяков.

По словам же Сергея Смирнова, положение постепенно выправляется.

- Цены на продовольствие растут уже не такими темпами. На некоторые продукты они даже начали снижаться. Стал оживать авторынок на программе утилизации автохлама. Это потянуло за собой цепочку: на работу начали возвращаться сотрудники автосалонов, компаний по обслуживанию и т. д. А впереди нас ждут новогодние праздники, к которым людям выплачивают премии, тринадцатые зарплаты и прочие денежные поощрения. Конечно, большой поток этих средств выльется на потребительский рынок, - говорит эксперт.

Вновь начало оживать кредитование, которое для многих людей является единственной возможностью приобрести дорогостоящие товары, не имея особых накоплений. Но Сергей Смирнов уверен, что ждать возвращения к потребительской вакханалии, которую мы наблюдали до кризиса, не стоит.

- Думается, что кризис оказался очень полезным в плане настроений населения. Люди на собственном опыте убедились, что можно потерять работу и лишиться возможности платить по кредиту. Поэтому впредь они будут более осторожными. Я бы сказал, что кризис увеличил прослойку экономически разумных людей, - замечает эксперт.

В том смысле что экономике рублем помогать надо, но и о собственном благополучии не забывать. Так нужно ли выходить из долгого потребительского воздержания и как это правильно сделать без ущерба для бюджета?

КОММЕНТАРИИ ЭКОНОМИСТОВ

Объединяйтесь и экономьте

Как советует Алексей Шевяков, из периода потребительского голодания выходить нужно. Но и тратить все деньги неразумно:

- Да, ставки по вкладам сейчас низкие и инфляцию не отбивают. Но нужно смириться с небольшими потерями и часть денег держать на депозите.

Сергей Смирнов также рекомендует иметь заначку на черный день.

- Кроме того, перед тем как совершать крупные покупки, сядьте и подумайте, насколько они сейчас необходимы. Если для этого нужно брать кредит, то это повод, чтобы подумать дважды. Посмотрите, когда у вас кончается контракт на работе, какие перспективы на его продление, - говорит эксперт.

Господин Шевяков предложил еще и довольно забавный способ минимизировать траты:

- Вы только не смейтесь, но я вам одну умную вещь скажу: большим семьям жить легче, чем одиночкам. Когда люди вместе ведут хозяйство, то это снижает их расходы на оплату «коммуналки», еду, поскольку большие объемы стоят дешевле. Поэтому объединяйтесь.

Забавно, но этот способ показался нам очень разумным и выгодным. Предположим, живут два одиноких человека. Каждый в своей квартире, оба платят по счетам, оба покупают продукты в небольших упаковках. Объединились под одной крышей - уже экономия на «коммуналке», а если вторую жилплощадь сдавать, то вообще можно улучшить благосостояние. Да и накормить ораву проще: налил всем по тарелке щей - и сыты. Если же одиночки разнополые, то тут и вовсе красота. Поживут так поживут, а там глядишь - и новая ячейка общества.

Марина АНДРЕЕВА