Как и ожидалось, жалобы производителей и торговцев на то, что жара не принесла им особой прибыли, оказались лукавством.
Как свидетельствует статистика Росстата, погода и неурожай принесли им неплохую прибыль. Настолько неплохую, что теперь можно было бы и притормозить цены. Однако отказываться от столь легкого способа заработка пока никто не хочет.
Росстат провел очередной опрос руководителей более 2,6 тыс предприятий оптовой торговли о том, как они оценивают результаты работы в 3-м квартале и чего ждут от следующего квартала. Центр конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ проанализировал его результаты и смоделировал индекс предпринимательской уверенности для данного сектора. Заметим, речь идет об оценках, которые дают сами оптовики. То есть, с одной стороны, нужно сделать поправку на возможную неискренность респондентов, а с другой — кто лучше их знает истинное положение вещей?
Итак, что же рассказали оптовики? Во-первых, стало понятно, что ажиотажным спросом покупателей на бытовую технику и продукты питания они воспользовались на все 110%. “Адаптировавшись в достаточно сложных и подчас противоречивых обстоятельствах, воспользовавшись всплеском определенной напряженности, вызванной ажиотажным спросом на ряд продовольственных товаров и некоторых бытовых электроприборов (климатическое оборудование), предприниматели в отчетном периоде значительно нарастили темпы объемов продаж в натуральном выражении, товарооборота, а соответственно, и прибыли”, — говорится в докладе ЦКИ. При этом, отмечается в исследовании, темпы расширения ассортимента не выросли, хотя доля предпринимателей, отмечавших в отчетном периоде увеличение спроса на бытовые товары, стала по сравнению с предшествующим периодом в два раза больше, достигнув 34%. “Наблюдаемая ситуация лишний раз подчеркивает стремление оптовиков, воспользовавшись повышенным спросом на некоторые позиции, реализовать залежавшийся на складах товар, который ранее не пользовался особенным спросом”, — констатировали авторы доклада. Еще бы — ведь в разгар ажиотажа китайские вентиляторы no name, красная цена которым в базарный день 500 рублей, распродавались как горячие пирожки по 3—4 тыс. Зачем расширять линейку продукции, когда бизнес и так процветает на сверхприбылях?
Кстати, на увеличение цены реализации своего товара в 3-м квартале 2010 г. указывали около 60% респондентов. А наибольший рост цен отмечался в организациях, реализующих пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия, — на это указали 65% руководителей опрошенных фирм. Традиционное объяснение — рост цен производителей. Что ж, производители сельхозпродукции не отрицают, что подняли цены, но утверждают, что особых преференций от этого не получили. “Покупательский ажиотаж стал для аграриев в лучшем случае кислородной подушкой, — утверждает председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. — Во-первых, рост цен на переработку продукции компенсировал рост цен на сырье, во-вторых, хозяйства, пострадавшие от засухи и неурожая, не спасает ни рост цен, ни рост спроса”. И вообще, считает эксперт, если проанализировать данные по ценам за два года, выяснится, что даже пиковые значения на большинство продуктов ненамного больше максимума, пришедшегося на конец 2008 года. “Рост цен на продукты не превышает двухлетней инфляции”, — делает вывод Даниленко.
Однако вряд ли это так. Дело в том, что сравнивать данные продовольственной инфляции за 3-й квартал и за 4-й в разрезе любых периодов некорректно. В 3-м квартале, приходящемся на поступление в продажу нового урожая, цены падают. В 4-м, на который выпадает время заготовок, ноябрьские и новогодние праздники, — наоборот, растут. И если сравнить цены нынешнего, 3-го квартала с тем же периодом 2008 года, то можно увидеть, что различаются они в десятки процентов. Исключение составляет лишь зерно: до сих пор ему не удалось повторить рекорд весны 2008 года, когда за тонну пшеницы 4-го класса давали 9 тыс. рублей (сейчас — около 6 тыс).
А розничная торговля обижается, считая, что правительство взялось контролировать то, что легче, — розничные цены. Между тем как основное повышение цен идет в оптовом и перерабатывающем сегментах. “Не с того конца пилим, товарищи!” — восклицает известный ритейлер Дмитрий Потапенко. Производители, кстати, с этим согласны.
Впрочем, торговцы бытовой техникой вряд ли себя обидели — эти-то цены власти не контролировали. Единственный крупный ритейлер в этой области, являющийся публичной компанией (то есть обязанной раскрывать результаты своей деятельности), недавно опубликовал результаты своей работы в 3-м квартале. Так вот продажи выросли на 37% — что вполне коррелирует с результатами опроса Росстата (34%). Насколько выросла прибыль, ритейлер не сообщает, но чистая денежная позиция (свободные средства компании) на 30 сентября составила 1,7 млрд. рублей против 200 млн. рублей на 30 июня. Итого “приварок” за третий квартал составил 1,5 млрд. рублей.
Но и это еще не все. “К сожалению, ряд признаков указывает на то, что до конца 2010 г. инфляция в экономике в целом приблизится к двузначным цифрам”, — отмечается в докладе ЦКИ. Прогноз основан на обещании 52% опрошенных оптовиков продолжить увеличение цен реализации в четвертом квартале. Впрочем, глава ЦКИ Георгий Остапкович считает, что “сберегательный лад”, на который настроены многие домашние хозяйства, и достаточно высокие инфляционные ожидания респондентов могут сформировать потребительский застой, что неизбежно отрицательно скажется на деятельности оптовых фирм в конце года. “Мы уперлись в потолок потребительского спроса”, — подтверждает Даниленко. Вот и Росстат отмечает, что индекс потребительской уверенности впервые с начала кризиса снизился — сразу на 4%. На фоне увеличения индекса предпринимательской уверенности на тот же период, то есть до конца года, на 8%, выглядит это просто неприлично. А то, что улучшение своей финансовой устойчивости при этом отметили лишь на 1% опрошенных оптовиков больше, настораживает.
Ритейлеры опасаются возможной вилки: с одной стороны, рост негодования со стороны населения, на который не могут не реагировать власти, с другой — рост оптовых цен, которые никто не контролирует. Аналитики отмечают, что сократить потребление продуктов трудно, а продажи товаров длительного пользования сейчас поддерживает развертывающееся потребкредитование.
Похоже, остановить разгул инфляции сможет только ответственное поведение потребителей — то есть массовый отказ от покупок не по карману, особенно престижных предметов, а не необходимых. И, разумеется, отказ от бездумного набора кредитов. В ином случае рост цен сможет остановить только массовое обнищание.
Татьяна Рыбакова
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Финансы
- →
- Рост цен уперся в бедность?
Финансы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Рост цен уперся в бедность?
Оригинал
Московский Комсомолец