В настоящее время в правительстве ощущается противостояние между министром финансов Кудриным и многочисленными лоббистами, которые добиваются увеличения расходов. Такие сцены в работе любого правительства разыгрываются постоянно, мы не исключение.

Я так себе их представляю: кому нужны деньги для решения своих проблем, собираются у премьер-министра, потому что решать проблемы без государственных ассигнований они, как правило, не могут. Значит, надо прийти к Путину и попросить: «Дайте денег!». Тот поднимает взор на Кудрина. Кудрин говорит: «Средств нет, мы и так по вашему указанию выделили дополнительные средства на то, на то и на это». Далее следуют препирательства, в результате которых Путин решает, дать денег или нет. Таким образом, финансовые ресурсы распределяются у нас чаще всего посредством не правил, а личных распоряжений. Обычно каждая подобная сцена заканчивается более или менее спокойно, но в результате назревает сложная финансовая ситуация. Возможно, мы сейчас присутствуем при ее зарождении.

Уже дошло до того, что начали появляться предложения о повышении налогов. Это своего рода сигнал со стороны финансового ведомства. Сигнал о том, что его достали. До сих пор о повышении налогов разговоров не было. Всегда имелось в виду, что, напротив, их нужно снижать и сокращать расходы или, во всяком случае, не увеличивать их. Сейчас, как мы видим, сложилась довольно сложная ситуация с пенсионным обеспечением, потому что дефицит Пенсионного фонда пока не закрыт, и непонятно, как его будут закрывать. Нужны очень большие средства не просто для увеличения пенсий, а для пенсионной реформы, а также для реформы образования, реформы здравоохранения и на развитие программы «Доступное жилье». Все эти нужды, на мой взгляд, крайне актуальны, но на них денег как раз не хватает — наоборот, мы видим сокращение расходов по этим статьям. Здесь, кстати, может, и хотелось бы видеть давление со стороны лоббистов, но его мало. Кроме того, бюджет выбивает из равновесия резкое увеличение расходов на оборону.

При этом снижают зарплаты бюджетникам, но об этом даже никто особо не говорит. В последние десять лет у нас все время увеличивается и без того большой разрыв между состоятельными и бедными слоями населения. Бюджетники получают у нас позорно мало. По моим представлениям, значительная их часть при тех зарплатах и тех ценах, которые есть сейчас, должна либо воровать, либо жить в нищете. В частном секторе в большинстве случаев положение лучше. Я уже несколько лет пишу о том, что необходимо повышать бюджетникам зарплаты, но, насколько мне известно, никакие осмысленные меры в этом отношении принимать никто не собирается. Тем не менее, я полагаю, что пока серьезных волнений ожидать не приходится. У правительства пока есть возможность заткнуть конкретную дыру деньгами и успокоить людей, как это было в ситуации с Пикалево. Но такие шаги, конечно, не решают реальных проблем в стране.

Впрочем, полагаю, что повышение цен, скажем, на хлеб, — это ненадолго. Нынешний скачок связан с неурожаем. Если на каждый такой случай реагировать замораживанием цен, введением их регулирования, то возникнет хорошо описанный в экономической литературе эффект: вслед за вводом ограничений и регулирования цен в условиях кризиса наступает момент, когда надо выходить из этой ситуации, и, как правило, положение на выходе оказывается хуже, чем на входе.

Тем не менее, сейчас положение в финансовом отношении довольно тяжелое. При этом угроза мне видится прежде всего не столько в девальвации рубля — в этой крайней мере, как мне представляется, нет необходимости, поскольку рубль достаточно свободно колеблется по отношению к бивалютной корзине, — сколько в угрозе усиления инфляции, вместо того чтобы под конец кризиса выйти наконец на нормальные показатели на уровне 5-6%.

Но пока ясных представлений о том, как будет развиваться ситуация, нет. Угрозы нарастают, они очевидны, но я надеюсь, что правительство, хотя бы частично, справится со сложившимся положением. До сих пор Кудрину это удавалось. Однако если раньше перед ним была проблема, связанная с необходимостью изымать из оборота избыточные финансовые средства на формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, то сейчас ему приходится отбиваться от сыплющихся на него предложений по увеличению расходов и не допускать повышения бюджетного дефицита. В этот раз он еще в состоянии преодолеть эти сложности. Но не стоит забывать о том, что приближаются выборы, и этот фактор может оказаться сильнее Кудрина.

ЕВГЕНИЙ ЯСИН