В проведенном информационным каналом Subscribe.Ru исследовании инвестиционных возможностей и предпочтений населения приняли участие 2156 пользователей Рунета представляющих активную (недельную) взрослую российскую интернет-аудиторию. Почти половина участников онлайн опроса (44% в 2015 году против 48% в 2013 году) сообщили, что они сами, включая проживающих с ними членов семей, не только имеют сбережения, накопления на будущее, но и собираются в дальнейшем их приумножать. Еще около 15% респондентов в 2015 году против 16% в 2013 году только собираются в ближайшие 12 месяцев начать сберегать денежные средства и накапливать семейный капитал. Напротив, 17% респондентов в 2015 году против 14% в 2013 году не имеют в настоящее время сбережений, накоплений и не планируют их делать в обозримом будущем.

Какие цели преследуют российские интернет-пользователи, которые имеют или планируют делать сбережения, накопления на будущее? С точки зрения долгосрочных жизненных планов, прежде всего, стремятся обезопасить себя от неожиданностей, финансовых потерь, иметь что-то на "черный день" (около 46% в 2013 и 50% в 2015 году), рассчитывают обеспечить себе спокойную старость (27% и 32%) и будущее своих детей, оставив им наследство (17% и 16%). В числе первоочередных, подлежащих планированию, присутствуют расходы на отдых, развлечения, путешествия (38% и 33%), на лечение, оплату качественных медицинских услуг (20% и 22%), на такие значимые ожидаемые события, как свадьба, рождение детей, юбилеи, похороны (23% и 16%), на выплаты по долгам и кредитам (16% и 12%) и расходы на образование детям (16% и 12%). Не последнюю роль играет отложенный спрос в виде целевых накоплений на покупку жилья (29% и 28%) и его ремонт (25%). Однако на неопределенную перспективу отодвигаются покупки автомобиля (26% и 17%), бытовой техники, электроники (21% и 13%), земельного участка (11% и 9%), а также мечты о создании собственного бизнеса (9%), о превращении в рантье (8%) и об эмиграции (3%).

Инвестиционное поведение российских интернет-пользователей характеризуется не только высоким интересом к сбережениям и накоплениям, но и тенденцией к увеличению доли личных (семейных) доходов, направляемых на эти цели. Так среди тех респондентов, кто уже обладает некоторыми семейными сбережениями, большинство (84% в 2013 году и 80% в 2015 году) планируют наращивать их в следующие 12 месяцев. Среди тех, у кого сбережений не имеется, не менее трети (42% в 2013 году и 38% в 2015 году) намерены в будущем году приступить к их формированию. Если среди пользователей, из числа имеющих сбережения, около 40% выделяют на эти цели до 10% совокупного месячного семейного дохода, то в будущем не менее 60% пользователей, из числа планирующих сбережения, собираются направлять на сбережение более 10% своих доходов.

В качестве негативных тенденций можно отметить, во-первых, небольшое сокращение с 57% до 54% среди российских интернет-пользователей доли имеющих накопления, а также с 67% до 61% доли планирующих делать накопления в будущем. Во-вторых, имеет место некоторое замедление темпов накоплений у части российских интернет-пользователей - среди всех имеющих сбережения респондентов доля тех, кто в настоящий момент не располагают свободными средствами для увеличения накоплений, выросла с 10% в 2013 году до 15% в 2015 году; причем, доля тех, кто ранее делал сбережения, но будет вынужден отказаться от этого, выросла с 3% до 5% опрошенных. Среди лиц, не имеющих никаких сбережений, доля тех, кто и не собирается их делать выросла с 37% до 42%, а 20% по-прежнему не имеют никаких определенных планов на сей счет.

Особенности инвестиционного поведения российских интернет-пользователей обусловлены различиями в имущественном положении и составе семьи. Примерно у 8% участников опроса совокупный семейный месячный доход не превышает 15 тыс. рублей, что не позволяет иметь никаких накоплений почти 71% представителей данной группы. Следует отметить, что к этой группе относятся в основном одинокие респонденты и бездетные пары. Если у таких респондентов имеются накопления, то на сбережения они могут направлять не более 10% своего дохода, а в текущей ситуации даже отказаться от них совсем.

У 50% опрошенных доход составляет от 15 до 45 тыс. рублей; среди них не менее 57% состоят в браке или живут с партнером, при этом у каждой третей пары есть как минимум один ребенок. Около 51% таких респондентов имеет сбережения, причем до 46% среди них могут сберегать не более 10% дохода, а 30% несколько большую его долю.

У 30% опрошенных совокупный месячный доход превышает 45 тыс. рублей, среди них 72% состоят в браке, причем у 53% семья состоит как минимум из трех человек. Около 66% таких респондентов имеет сбережения, причем до 35% среди них могут сберегать не более 10% дохода, а 49% несколько большую его долю.

В числе наиболее пострадавших оказались российские интернет-пользователи с уровнем совокупного месячного дохода не превышающем 15 тыс. рублей. Немногим лучше складывается ситуация у российских интернет-пользователей с уровнем совокупного месячного дохода от 15 до 45 тыс. рублей. Наиболее благоприятные перспективы для сбережений и накоплений возникают при наличии совокупного семейного дохода не ниже 45 тыс. рублей.

У тех респондентов, чей совокупный семейный месячный доход не превышает 15 тыс. рублей, наличные сбережения столь незначительны, что треть их владельцев могла бы на них прожить не более одного месяца, четверть - не более квартала, треть - около года. Напротив, среди респондентов, чей совокупный семейный месячный доход превышает 45 тыс. рублей, пятая часть могла бы в такой ситуации продержаться более года, а две третих - от одного квартала до года.

Различия в уровне текущих доходов окажутся определяющими и в отношении планов российских интернет-пользователей. Так как, по мнению большинства опрошенных, в 2013 и в 2015 году назвать сбережениями можно сумму не ниже 100 тыс. рублей. Однако среднее пороговое значение для респондентов с совокупным месячным семейным доходом менее 15 тыс. рублей упало с 336 до 278 тыс. рублей, для респондентов с доходом от 15 до 45 тыс. рублей - выросло с 420 до 490 тыс. рублей, для респондентов с доходом более 45 тыс. рублей - выросло с 636 до 812 тыс. рублей. При этом, о сохранении устойчивой мотивации на сбережение части доходов можно говорить лишь в отношении семей с доходом более 45 тыс. рублей.

Наиболее предпочтительным способом сбережения, накопления, к которому обращаются российские интернет-пользователи в настоящее время, являются банковские депозиты, включая срочные вклады (59% в 2013 году и 68% в 2015 году среди имеющих сбережения) и наличные деньги, включая иностранную валюту (50% и 49%). В числе прочих способов сохранить свои средства наиболее популярны накопительное, в т.ч. пенсионное страхование (23% и 19%), покупка недвижимости (16% и 17%), сберегательных депозитных сертификатов (14% и 14%), изделий из драгоценных металлов и ювелирных украшений (17% и 13%). Лишь немногие российские интернет-пользователи осуществляют прямые инвестиции в бизнес (4% и 4%), покупку корпоративных (5% и 6%) и государственных (2% и 2%) ценных бумаг (5%), паев в паевом инвестиционном фонде (3% и 4%).

Среди перспективных способов, к которым в будущем году обратятся как имеющие опыт сбережения, так и планирующие вступить на эту стезю российские интернет-пользователи, денежные формы сбережений сохранят ведущую роль. Большинство респондентов, планирующих накопления, будут осуществлять их в виде банковских вкладов (50% в 2013 году и 59% в 2015 году среди планирующих сбережения) и наличных денег, включая иностранную валюту (49% и 48%), а также сберегательных депозитных сертификатов (17% и 14%). Чуть меньшую роль будут играть накопительное, в т.ч. пенсионное страхование (18% и 17%), покупка изделий из драгоценных металлов и ювелирных украшений (11% и 8%). Напротив, несколько большим приоритетом станут пользоваться покупка недвижимости (21% и 19%). Ценные бумаги, прямые и паевые инвестиции останутся на периферии интересов российских интернет-пользователей равно как и покупка земельных участков, вложения в создание, развитие собственного бизнеса или/и получение дохода от инвестиций в ценные бумаги и ПИФы.

Большинство российских интернет-пользователей доверяют национальной валюте: около 95% среди имеющих сбережения, держат их в рублях, еще 23% используют с этой целью доллары США, а 16% Евро. В перспективе заметного изменения этих приоритетов не произойдет. В будущем году сбережения и накопления в рублях предпочтут совершать 93%, в долларах США - 22%, в ЕВРО - 15% опрошенных, планирующих какие-либо сбережения.