С каждым из них будет заключено отдельное двухстороннее соглашение

Грозные речи властей о деофшоризации экономики стали поводом для ужесточения налогового и банковского законодательства. Новации вступили или скоро вступят в силу; а от борьбы с офшорами Россия страдает сама. Президент Владимир Путин объявил, что с каждым офшором Россия заключит двухсторонние соглашения. По сути, это означает, что на фоне разговоров о деофшоризации в стране вновь пойдет офшоризация. Но есть и успехи: она будет идти под контролем. Можно сказать, создается вертикаль офшоров. Для бизнеса это, возможно, станет облегчением. Но не для обычных людей, поскольку продолжится бегство капитала из страны.

«Борьба с уходом от налогов через офшоры является очень сложной и трудоемкой задачей. Для этого важно использовать не только национальные, но и международные инструменты регулирования. В качестве одной из мер деофшоризации Россия предлагает заключать двусторонние соглашения с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями»,--заявил Владимир Путин вечером 13 июня.

В России проблему офшоров решают лет 20, в мире—гораздо дольше. А она никак не решается. Страны с низким налогообложением выгодны не только мошенникам и преступникам. Причины глубже. Социальное государство (их в мире большинство, включая Россию) имеет обязательства перед населением. Платить пенсии, содержать здравоохранение и образование, и т.д. Деньги на это государство берет с налогов. Население хочет получать больше благ. В результате налоговая нагрузка на бизнес постоянно растет. При демократии бизнес платит гораздо больше налогов, чем при феодализме.

Это формирует спрос на убежище. На страны (юрисдикции), где с владельцев бизнеса берут меньше; на офшор. А предложение создают те страны, которым нечего продать на международном рынке. Тогда они начинают продавать…себя, свою налоговую систему.

В благополучные времена государства закрывают на офшоры глаза, а то и сами ими пользуются. Например, размещая там близкие к власти компании. В кризис борьба с офшорами усиливается: обанкротившиеся государства ищут деньги, где только можно. А в офшорах находиться, по различным оценкам, $18-32 трлн. И $1 трлн. из них—выведен из России. По итогам нынешнего кризиса против офшоров был объявлен очередной «крестовый поход», возглавляемый США. Россия присоединилась, и под предлогом борьбы с отмыванием денег в офшорах серьезно ужесточила финансовое и банковское законодательство.

Апогеем дружбы против офшоров стало озвученное 17 мая на форуме ОЭСР согласие РФ присоединиться к международной системе FATCA. Она позволяет получать информацию о движении средств не по запросам (на которые и отказать могут) а в режиме он-лайн.

Но от борьбы с офшорами Россия стала страдать, что показал кризис на Кипре. 20 марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев признал: «У нас большое количество открытых публичных структур работает через Кипр, у них сейчас заблокированы деньги по непонятным причинам, потому что источник этих денег очевиден, эти деньги везде предъявлены. Это государственные структуры». Российское законодательство таково, что даже госкомпаниям выгоднее хранить деньги в офшорах!

Владимир Путин объявил поворот руля. В переводе с дипломатического, «двухсторонние соглашения» означают, что с каждым офшором Россия будет договариваться отдельно, не на общих (читай: американских), а на своих условиях. И какие там будут «секретные дополнительные протоколы»—выясниться лет через 50.

Для бизнеса это неплохо. Под разговоры о деофшоризации экономики ему вновь предложили добрые старые офшоры. Но теперь она пойдет под контролем властей. Банковской тайны в России больше нет; переводы для властей прозрачны. А условия договоренностей с офшорами наверняка будут включать пункты о доступе к любой информации тех, «кому надо» с российской стороны.

Выстроить вертикаль офшоров оказалось проще, чем улучшать деловой климат и законодательство в стране. Бегство капитала продолжиться, что негативно отразиться на малом бизнесе и на обычных людях. Впрочем, политес соблюден. «Мы должны создать такие налоговые условия, чтобы вкладывать деньги в Россию было выгоднее, чем прятать их где-то на островах или тратить на предметы роскоши»,—заявил Владимир Путин.

ЭКСПЕРТ МК:

Василий СОЛОДКОВ, директор банковского института НИУ-ВШЭ:

--Я полагаю, что заключение двухстороннего соглашения с офшорами окажется малоэффективным. Недавняя ситуация с Кипром это подтверждает. В момент кризиса единственное, что вызвало озабоченность Путина и Медведева были деньги, на которые в России не платились налоги и их сохранность. С одной стороны у президента сейчас нет денег. Все уходит на организацию олимпиады в Сочи и ЧМ по футболу. А с другой — это корпоративный интерес. Когда люди держат деньги в офшорах и не платят налоги — они автоматически становятся основным объектом защиты со стороны власти. В целом, если бюджет прижмет, то у Путина обязательно появится потребность вытаскивать деньги, которые находятся в офшорах.

Павел Чувиляев