В начале февраля в сочинской резиденции Владимира Путина состоялась его приснопамятная встреча с Рамзаном Кадыровым, в ходе которой глава Чечни доложил о состоянии дел в республике.

Доклад этот получился бодрым. Руководитель северокавказской республики не без вящей гордости напомнил президенту о том, что Чечня является ни много ни мало самым эффективным субъектом РФ в части бюджетных трат. «На сегодняшний день наш бюджет признан самым эффективным, прозрачным», — заявил тогда Кадыров.

Действительно, в ноябре прошлого года Минфин обнародовал результаты реализации программы по повышению эффективности бюджетных расходов субъектами РФ. Чечня, годом ранее вовсе не фигурировавшая в этом рейтинге, на этот раз оказалась в нем сразу на первой строке. Доставшаяся в нелегкой борьбе победа принесла республике заслуженные призовые — 95,7 млн руб. из общего поощрительного фонда в 1 миллиард.

В экспертном сообществе сообщения о чудесах бюджетной эффективности Чечни и соответствующие заявления ее президента, как известно, были встречены со скепсисом. Часть комментариев тогда сводилась к тому, что северокавказская республика является глубоко дотационным регионом, а поэтому говорить о ее эффективности по определению не приходится.

Действительно, согласно данным Минфина, в 2012 году размер дотаций из федерального бюджета, предназначавшихся Чечне, должен был составить 14,5 млрд рублей. По этому показателю республика занимала пятое место в списке дотационных российских регионов, лидером которого на этот раз оказалась Якутия (44 млрд рублей).

Как бы то ни было, прямые дотации — сравнительно скромная часть доходов чеченского бюджета, которые в 2012 году, по данным Счетной палаты РФ, составили около 74,3 млрд рублей. Основная часть этих средств поступила в рамках целевых программ, в том числе 33 республиканских и семи ведомственных, финансируемых напрямую из бюджета страны.

Прямой порядок финансирования Чечни, как известно, действует с 2000 года: средства выделяются по принципу сметного финансирования конкретных объектов и направляются большей частью на восстановление социальной инфраструктуры республики, разрушенной во время двух военных кампаний 1990-х. Как сообщалось, введен он был из-за отсутствия в республики статистики, необходимой для расчета размера помощи.

Не секрет, что подобное положение не раз вызывало нарекания Минфина, который летом прошлого года предпринял попытку добиться отмены особого режима финансирования республики, но встретил серьезное сопротивление со стороны ее руководства. В частности, как объяснил тогда «Известиям» директор Департамента отраслевого финансирования Минфина Чечни Усман Рассуханов, переводить республику на общий принцип финансирования нельзя ввиду отсутствия в ней производства, которое могло бы дать доходы в местный бюджет. Напротив, правительству было предложено расширить федеральную целевую программу социально-экономическое развития Чечни (она действовала 2008-2012 гг. и обошлась бюджету в 12,24 млрд руб.), распространив ее действие не только на социальные, но и на производственные объекты.

Чем отвечают на просьбы такого рода в Минфине, хорошо известно. Так, в ведомстве Антона Силуанова категорически отказались утверждать проект ФЦП «Развитие Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», представленный в июле 2011-го Минрегионом. Согласно документу, бюджетные вливания в регион должны были составить 3,9 трлн рублей. В том числе планировалось потратить на Дагестан 720,7 млрд руб., Чечню — 423,4 млрд руб., Ингушетию — 365,4 млрд рублей. (Программа в сильно урезанном — до 235 млрд рублей — виде была утверждена только в декабре 2012-го.)

К тому же огромные масштабы (прибегая к эвфемизмам) неэффективного использования бюджетных средств, выделяемых на развитие Северного Кавказа, к этому времени получили вполне материальные подтверждения. В ноябре 2011 года Счетная палата сообщила о результатах соответствующей проверки за 2010 год. По подсчетам аудиторов, из общего бюджета в 167,8 млрд руб. с нарушениями были потрачены свыше 18 млрд рублей.

Публикация отчета даже вызвала волну протестов под лозунгами «Хватит кормить Кавказ». Разряжать публичное пространство тогда же пришлось Владимиру Путину. Во время неформальной встречи с лидерами региональных списков после завершения очередного съезда «Единой России» президент публично — на телекамеры — похвалил Кадырова за успехи в реконструкции Грозного и Чечни: «Молодец, что город отстроил», «деньги не украли, а вложили в республику».

Как бы то ни было, на прошлой неделе, 21 марта, на официальном сайте Счетной палаты был опубликован отчет по результатам проверки использования бюджетных средств в Чечне за прошлый год. Объем выявленных финансовых нарушений в «самом эффективном» российском субъекте на этот раз составил 7,9 млрд рублей.

По мнению аудиторов, основными проблемами реализации целей и задач социально-экономического развития СКФО стали «недостаточная проработка вопросов финансово-экономического обоснования мероприятий «Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года», а также отсутствие согласованности и финансово-экономической увязки инвестиционных программ региона с субъектами естественных монополий».

Представления, информационные письма и отчеты по результатам проверки будут направлены руководству Чечни, в Минфин, в правительство, полномочному представителю президента в СКФО, в ФАС, а также в обе палаты Федерального собрания РФ.

Остается дождаться реакции.

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ