Несмотря на просьбы нефтяников, правительство не будет отменять повышенную экспортную пошлину на бензин. Их предложение вернуть старую пошлину - 66% от пошлины на сырую нефть вместо нынешних 90% - не нашло поддержки не только в правительстве, но и среди коллег: против отмены выступил президент "Роснефти"
Правительство рассмотрело две просьбы нефтяников - почти все руководители нефтяных компаний просили снизить пошлину на экспорт бензина и только президент "Роснефти" Игорь Сечин написал чиновникам, что пошлину нужно оставить на запретительном уровне. Правительство прислушалось только к аргументам Сечина.
Два года назад правительство после мучительных и долгих споров утвердило формулу расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которую назвали "60-66". Она снижала пошлины на нефть с 65% до 60%, а пошлины на все нефтепродукты повышала с 45% до 66%. Смысл заключался в том, чтобы стимулировать рост добычи нефти и производства светлых нефтепродуктов - до ее утверждения бюджет, фактически, субсидировал производство мазута, который шел на экспорт.
После доработки формулы пошлина на экспорт бензина была отделена от пошлины на нефтепродукты и составила 90%. Стране летом 2011 года грозил дефицит бензина и, чтобы бороться с ним, Игорь Сечин, который тогда был нефтяным вице-премьером, ввел эту запретительную меру, чтобы защитить внутренний рынок.
Считалось, что эта запретительная пошлина - временная мера. В конце прошлого года нефтяные компании вспомнили об этом и попросили правительство отменить ее.
Повышенная пошлина была введена в 2011 году из-за того, что несколько месяцев правительство заставляло компании держать цены на топливо на низком уровне, после чего те стали поставлять продукты нефтепереработки за рубеж, где цены им никто не диктует.
Дефицит бензина закончился в 2012, а ставку на экспорт так и не снизили. Пошлина осталась на уровне 90% от вывозной пошлины на сырую нефть и де-факто формула преобразовалась в "60-66-90".
Потерпев почти год, нефтяные компании решили напомнить правительству, что введение 90-процентной пошлины изначально носило временный характер. Президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов, гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов, глава "Газпром нефти" Александр Дюков, президент "Башнефти" Александр Корсик, гендиректор "Татнефти" Шафагат Тахаутдинов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан направили в конце прошлого года письмо премьеру Медведеву с просьбой отменить заградительную меру. Такую же позицию они высказали на заседании правительственной комиссии по ТЭК в начале февраля.
Главы энергокомпаний заявили, что выпуск высокооктанового бензина увеличился на 8%, и дефицита уже не будет. Сохранение действующего режима заставит их перенести основные инвестиции с мощностей по производству бензинов на иные процессы, и, как следствие, дефицит автобензинов снова возникнет через пять-семь лет.
Сечин радеет за бюджет
Спустя два дня после комиссии президент компании Игорь Сечин отправил письмо президенту Владимиру Путину, в котором выступил резко против просьбы коллег по отрасли. Содержание письма "Финмаркету" пересказал источник в аппарате правительства.
Сечин написал Путину о том, что ему "стало известно о том, что руководители крупнейших российских ВИНК подписали коллективное письмо" на имя премьера Медведева и просят отменить пошлины, ссылаясь на 8-процентный рост производства высокооктановых бензинов и отсутствие дефицита. Но они не пишут о том, что и спрос вырос ровно на столько же.
Кроме того, действие пошлины распространяется еще и на нафту (прямогонный бензин, сырье для нефтехимии) и товарные бензины. "Роснефть" считает, что основным мотивом письма нефтяников является желание увеличить выручку именно от экспорта нафты и товарных бензинов.
Это подтверждено тем фактом, что из 19 млн. т произведенной нафты было экспортировано в прошлом году 15,2 млн.т. Сама "Роснефть" продала из них 3,6 млн.т. Объемы экспорта были теми же и до введения заградительных пошлин - нафта в России никому не нужна.
Товарных бензинов, в том числе низкооктановый АИ-80 продали за рубеж около 3,6 млн.т., а высокооктановых - 2 млн. т (6 % от внутреннего потребления), а это мало отличается от "допошлинных времен". Сама "Роснефть" экспортировала всего 220 000 т бензина в Монголию.
Выгода компаний от снижения пошлины до уровня66% очевидна - она равна $100 за т. Выгода экспортеров увеличилась бы на $1,6 млрд., а значит на столько же снизились поступления в бюджет. Минфин при этом считал, что выпадающие доходы составят $1 млрд.
Сечин также доказывает, что компании и сейчас не бедствуют. В сезон пикового потребления - весной и летом - когда спрос растет на 15-20%, а НПЗ закрываются на ремонт, их премия достигает 3000 руб на тонну. А это превосходит разницу между прошлой ставкой в 66% и желаемой в 90%. Поэтому большую часть года внутренний рынок гораздо привлекательнее экспорта.
Зимой компании начинают поставлять бензин на экспорт из-за того, что производят его больше, а хранить его негде - мощности ограничены. И независимо от пошлины, нефтяники будут ее продавать, но сейчас высокая ставка позволяет им держать цены в России на нормальном уровне.
Все это говорит о том, что размер пошлин на баланс рынка товарного бензина влияет слабо. Возможно, ее будут учитывать при принятии решений о модернизации НПЗ после 2017 г. - тогда закончится срок действий четырехсторонних соглашений, но не сейчас.
Таким образом, пишет Сечин, отмена заградительных пошлин на решение по модернизации мини-НПЗ никак не повлияет, но значительно улучшит экономические показатели нефтяных копаний, то есть сделает нефтяной бизнес еще более прибыльным и ухудшит показатели бюджета.
Путин ознакомился с письмом и поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу, который сменил Сечина в роли куратора ТЭК и нефтянки, рассмотреть обращение Сечина.
Ведомства: Сечин прав
Письмо Сечина, как утверждает другой источник "Финмаркета" в правительстве, отправили во все заинтересованные органы власти, и многие с его позицией согласились. На прошлой неделе, по словам источника, Минэкономразвития, ФТС и ФАС написали, что полностью согласны с главой "Роснефти", а, значит, снижать пошлину не нужно.
Минэкономразвития настаивает, что снижение пошлины приведет к выпадению доходов и без того тесного бюджета в размере около $1,4 млрд. и станет причиной роста цен на бензин.
Сами компании, как считает ведомство, направят полученные средства не на модернизацию НПЗ, а на выплату дивидендов акционерам или другие проекты.
Положительных изменений в структуре российской нефтепереработки не наблюдается, а дефицит качественного топлива сохраняется.
ФАС тоже жалуется на нефтяников: компании признались, что не могут выполнить условия четырехсторонних соглашений по модернизации НПЗ, и разработали предложения по их корректировке, которые подразумевают уменьшение производства моторного топлива высоких классов.
ФАС предупреждает: это нарушит баланс производства и потребления, то есть может возникнуть дефицит. Запасной вариант - импорт из Белоруссии и Казахстана и европейских стран по своп-операциям (с условием немедленной поставки).
Таможня сообщила: после введения заградительной пошлины объем экспорта снизился незначительно - с 11,32% до 10,72 %, но зато бюджет получил 89,21 млрд. руб., о чем не нужно забывать при принятии решения.
К этому вопросу можно будет вернуться при условии соблюдения компаниями четырехсторонних соглашений, чего они пока не делают. Исходя из фактических темпов модернизации НПЗ, вопрос об изменении пошлин будет решен, но в среднесрочной перспективе, считают в Минэкономразвития.
В министерстве ссылаются на позицию Минэнерго, высказанную на заседании комиссии по ТЭК 11 февраля: отмену 90% пошлины на бензин нужно рассматривать в рамках формирования долгосрочных условий налогообложения отрасли до 2020 года.
Ставки могут оттаять к весне
Дворкович дал подчиненным на обдумывание предложений нефтяных компаний три месяца. Как сказал источник в аппарате правительства, чиновники не отказываются от изменения пошлин, но только при условии минимизации ущерба для казны.
Все ведомства обязаны предоставить свои предложения по совершенствованию налоговой и таможенно-тарифной политики в нефтепереработке до конца апреля. Помимо ФАС, ФТС и Минэкономразвития это должны сделать Минэнерго и Минфин, но их доклад пока в правительство не представлен.
Ведомствам необходимо создать этими мерами стимулы для увеличения производства более экологичного автобензина и полного обеспечения спроса на внутреннем рынке при стабильных ценах.
Правительство также намерено создать выгодные экономические условия для инвестирования в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов.
Внесение необходимых изменений в основные направления налоговой и таможенной политики должно при этом нанести минимальный ущерб доходной части бюджета, говорится в протоколе.
Министерствам также поручено проработать вопрос необходимости установления дифференцированной ставки вывозных пошлина на прямогонные и товарные бензины и учесть возможность их администрирования.
Виталий Крюков, ИФД "Капиталъ"
"Игорь Сечин - человек государственный. У него другой образ мышления. И для него интересы государства превыше всего, несмотря на то, что он стал президентом нефтяной компании. Снижение налогов для любой компании важно, и "Роснефть" экспортирует очень большие объемы нефтепродуктов. Но для Сечина позиция государства, очевидно, важнее интересов бизнеса".
Сергей Пикин, Фонд энергетического развития
"Посмотрите на минуточку на прибыль нефтяных компаний. Это далеко не 12%. Если бы они хотели развивать НПЗ, а у ряда компаний оно есть ("ЛУКОЙЛ"), они могли бы найти средства, а те, у кого его нет, ищут предлог не делать этого. А если делать, то за счет налоговых послаблений. Связь между отменой заградительной пошлины и модернизацией НПЗ, конечно, есть, но она не совсем прямая. Эта мера могла бы быть стимулом, "пряником". Но при этом нужен еще и кнут, чтобы компании этим занимались. Я бы не сказал, что ответственность за неисполнение четырехсторонних соглашений может нефтяников напугать.
"Роснефти" тоже было бы выгодно снижение пошлины, но перед Сечиным, как перед человеком государственным, стоит задача изменения внутреннего рынка бензина, и с него эта задача не снята. Рефлексия государственного деятеля в нем осталась, и на комиссии по ТЭК он явно показывает ее".
Москва. 10 марта. FINMARKET.RU
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Финансы
- →
- Экспортную пошлину на бензин не снизят
Финансы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат