Известный экономист и публицист, доктор экономи-ческих наук, профессор - о том, чем закончилась война с офшорами, начатая по распоряжению теперь уже президента Владимира Путина
В декабре прошлого года премьер-министр В. Путин потребовал вывести финансовые потоки стратегических отраслей России из офшорных зон. И поручил руководству госкомпаний в течение двух месяцев провести соответствующие проверки с привлечением в случае необходимости правоохранительных органов.
«Вывод национальной экономики, её стратегических отраслей из офшорной тени — наша приоритетная задача на ближайший период» — эти слова премьер-министра прозвучали на заседании правительственной комиссии. В. Путин привёл примеры из энергетической области, обратив особое внимание на офшорные и коррупционные схемы, используемые в «ФСК ЕЭС» (доля государства или госкомпаний в уставном капитале — 79,5%), «МРСК Северного Кавказа» (58,3%), «РусГидро» (58,0%) и «Тюменьэнерго» (100%). Принесла ли публичная выволочка энергетиков хоть какую-то пользу?
По цепочке в карман
Через некоторое время «ФСК ЕЭС» сообщило, что ограничивает в закупочных процедурах контрагентов, зарегистрированных в офшорных зонах«. Выходит, премьер был прав, когда говорил о схемах, которые использует «ФСК ЕЭС» и другие энергетические предприятия России. Насколько же велики потенциальные масштабы воровства? Для справки: только в 2011 г. «ФСК ЕЭС» получило из федерального бюджета на реализацию своей инвестиционной программы 2 млрд 217,9 млн руб., или порядка 75 млн долл. по текущему курсу.
По итогам 2010 г. каждый из 9 членов правления «ФСК ЕЭС» получил в виде зарплаты, премий и иных выплат в среднем по 19,5 млн руб. каждый, что с учётом предыдущих доходов позволяет причислять этих «государевых коммерсантов» к долларовым миллионерам. Схожая картина и в других упомянутых премьером компаниях.
Но обнаружить среди собственников названных предприятий офшорные структуры, владеющие не менее чем 5% акций, вряд ли удастся. Деньги-то выводят не напрямую, а через «дружественные» конторки. Коррупционная цепочка выглядит так. Для проведения госзакупок и выполнения инвестиционных программ организуются конкурсы, выигрывают которые, как правило, свои «подкожные» фирмочки. Всё имущество этих «подрядчиков» часто состоит из стола, стула и калькулятора, зато главный актив — это тесные «деловые» отношения с руководством госпредприятий.
Дальше «победитель» конкурса на условиях субподряда за значительно меньшую сумму привлекает реальную организацию, осуществляющую поставки необходимой продукции и выполнение инвестиционных задач. Разница же, остающаяся у фирмы-«прокладки», потом обналичивается и переводится на частные счета менеджеров госструктур.
Багамский привет
«Ну и где здесь офшоры?» — спросите вы. А нигде. Вот почему фраза из отчёта того же «ФСК ЕЭС» о проведении мероприятий «по обеспечению раскрытия контрагентами цепочки собственников и прекращении договорных отношений с контрагентами, уклонившимися от предоставления данных сведений», ничего не значит. Если у каких-то партнёров в собственниках и были офшоры, то теперь их поспешно заменили на какие-нибудь ЗАО или ООО с российской пропиской, но учреждённые теми же офшорами. Тем не менее все формальности соблюдены.
Подобным примерам в российских стратегических отраслях несть числа. Взять хотя бы такой важнейший объект транспортной инфраструктуры страны, как екатеринбургский аэропорт «Кольцово». Формально основными акционерами аэропорта «Кольцово» являются Свердловская область (34,6% уставного капитала) и «Кольцово-Инвест» (51,9%). Вроде бы всё в порядке: и те и другие — российские юридические лица.
Ларчик открывается просто: контролирующий акционер «Кольцово» на 100% принадлежит кипрской «Фулгейт Консультанс Лимитед». То есть одним из крупнейших транспортных узлов России владеет никому не известная контора! Правда, есть одно «но»: кипрская фирмочка через цепочку посредников является составной частью группы компаний «Ренова» В. Вексельберга, зарегистрированной, кстати, на офшорных же Багамских островах.
И ладно бы только «Кольцово» — «Ренове» помимо долей в нефтегазовой ТНК-ВР, алюминиевом «Русале» или телекоммуникационном «АКАДО» частично принадлежат такие инфраструктурные компании, как «Комплексные энергетические системы» и «Российские коммунальные системы». Впрочем, об этих и подобных им структурах В. Путин ничего не говорил.
Борьба с офшорами в России только начинается. Противостояние не выиграть грозными окриками - нужны системные решения. Например, закон, по которому собственниками российских компаний с имуществом (то есть активами) более 10 млн (или 50 млн, 100 млн) руб. не могут быть офшорные структуры. Что же до противодействия коррупции, нужно воспользоваться опытом развитых стран, где эффективно функционируют специальные службы по расследованию случаев коррупции, подотчётные исключительно высшему должностному лицу страны. Создадим такую службу — тогда и посадки будут, и бюджет пополнится, и пенсии повысятся.
Никита Кричевский
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Финансы
- →
- В офшорах - даже аэропорты и ЖКХ
Финансы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат