Госдума во II чтении приняла законопроект, временно запрещающий взыскивать долги с жителей новых российских территорий: Донецкой и Луганской народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей. Жителям этих регионов, возможно, не придется погашать кредиты и займы, взятые ранее в крупных банках или микрофинасовых организациях. Эксперты считают такое решение однозначно верным и целесообразным, но уверены, что расходы на покрытие сопутствовавших издержек все равно заберут из народного кармана.

Документ, принятый Госдумой во II чтении, временно не позволяет кредиторам взимать долги с жителей четырех новых регионов России, возникших с 30 сентября 2022 года и до 1 января 2026 года. Законодательная мера направлена на защиту прав и интересов российских жителей, чтобы к новой экономической ситуации можно было привыкнуть: переходный период интеграции новых регионов в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы нашей страны произойдет не моментально, а растянется на пять-десять лет. О подробностях внедряемой меры рассказал экс-замминистра труда Павел Медведев.

- Какие преференции заложены в новом законе?

- Новые меры правительства направлены на защиту прав жителей четырех новых регионов России. Документ позволит запрещать до 1 января 2026 года деятельность по возврату их просроченной задолженности по обязательствам, возникшим до 30 сентября 2022 года.

- Какие долги можно будет платить в рассрочку, а какие вообще не отдавать?

- Запрет, по существующей информации, коснется лишь задолженности рядовых обывателей перед профессиональными кредиторами, в том числе и перед микрофинансовыми организациями. При этом, подобные условия не распространяются на долги между физическими лицами (у кого двухсторонние претензии ограничиваются пределами 50 тыс рублей), а также на долги за жилищно-коммунальные услуги и по займы индивидуальных предпринимателей.

- Кто будет в итоге погашать долги?

- В отдельных случаях, деньги придется выделять из государственных средств; в других, государственные банки, уже получившие опыт работы в сложных геополитических условиях и на новых российских территориях, возьмут расходы на себя (не исключено, что впоследствии эти займы будут погашены опять же за счет бюджетных интервенций), возможно, что финансовые затраты лягут на плечи потенциальных инвесторов и заемщиков: для первых ставки по депозитам будут падать, для других (ставки по займам) — увеличиваться.

- Так кому все-таки придется платить?

- Существует множество способов уйти от прямого погашения обязательств: рассрочка или кредитные каникулы, позволяющие заемщику снижать и даже постепенно избавляться от долгов. Проблема в том, что кому-то в итоге придется так или иначе расплачиваться: только будет ли это государство, которое никак не найдет общий язык между бизнесменами и правительственными регуляторами; экспортерами и импортерами, не всегда понимающими на какие активы стоит обратить внимание; или рядовыми потребителями, которые зачастую руководствуются стоимостью продукта в магазине, не стараясь рассуждать о будущем движении цен на товарных рынках. На согласование финансовых позиций может уйти несколько лет, но явно это время не будет способствовать экономической состоятельности всей участников дискуссии.

Авторы: НИКОЛАЙ МАКЕЕВ