Отвечает адвокат Александра Стратиенко:
— Нет, чаевые, как и любые дополнительные сборы в местах общественного питания, — дело добровольное, более того, включать их в счет, не получив заранее согласия клиента, запрещено. Эта норма записана в пункте 19 правил оказания услуг общественного питания (они утверждены постановлением правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1515).
Плата за обслуживание уже включена в стоимость блюд и напитков, поэтому второй раз заставлять потребителя отдавать деньги за то же самое запрещено. Единственно возможный вариант для включения таких доплат в счет — заблаговременное предупреждение посетителя о наличии специальной формы обслуживания как дополнительной услуги с указанием ее цены. От такой дополнительной услуги посетитель вправе отказаться. Точно так же он сам решает, хочет ли он оставить чаевые за радушное обслуживание. Можно попросить добавить эту сумму к счету, чтобы оплатить все карточкой. В таком случае чаевые должны быть отражены в финальном чеке как часть выручки кафе или ресторана.
Если в счет оказались включены чаевые, сервисные сборы или какие-либо еще услуги, о которых вы не знали, их не заказывали и на предоставление не соглашались, попросите эту строчку вычеркнуть и пересчитать итоговую сумму — платить за них клиент не обязан. За соблюдением этих правил следит Роспотребнадзор, туда всегда можно пожаловаться на недобросовестных предпринимателей.
Чайный сервис. Бармены, таксист и парикмахер — о чаевых
Согласно энциклопедическому словарю, чаевые — вознаграждение, обычно денежное, за мелкие услуги. Сам термин, по одной из версий, ввели англичане ещё в XVIII веке, и происходит он в то время от дорогого напитка высшего общества — чая. Официанты старались как можно быстрее доставить горячий напиток аристократам, за это и получали несколько звонких монет в коробочку.
В России культура чаевых пришла спустя век, и первое упоминание датируется в письмах и поэмах дворян. В СССР практика чаевых осуждалась — всё-таки буржуйская тема, но на деле продолжала существовать.
Сегодня же во всём мире чаевые — вполне закономерное явление в сфере обслуживания. Официанты, грузчики, таксисты, бармены, горничные и парковщики стараются максимально угодить клиенту, чтобы получить вознаграждение за свой труд.
Евгений Панин, бариста
Решил открыть свою кофейню, так как надоело работать «на дядю». Нашёл небольшое помещение, договорился насчёт оборудования, зёрен — и вперёд! Первое время было, конечно, трудно, так как никогда не занимался подобным. Смотрел видеокурсы в интернете, общался со специалистами — удалось быстро освоиться.
Что касается чаевых, то просто так за кружку латте сверху ничего не будут «накидывать». Поэтому нужно делать разные «приколы», как я их называю.
Например, в период обострения отношений между США и Россией я распечатал бумажку с надписью «Барак Обама, Джен Псаки, представители американского госдепа и члены Евросоюза здесь не обслуживаются».
Рядом всегда располагался контейнер для чаевых. Сразу же люди с улыбкой кидали мелочь, порой даже 50 и 100 рублей, что, скажу, много. И делал это каждый второй покупатель. Я знаю, так многие поступали в других местах, но метод действительно работает.
Иногда писал на контейнере: «Коплю на новый автомобиль». Тоже посетители не оставались равнодушными. Ещё заметил тенденцию, если бариста — мужчина, то чаевые оставляют девушки, если наоборот — то парни. Своего рода знак внимания!
Чаевые для меня — мелочь, «на карман», на расходные материалы, например на сиропы или кружки. Раз в месяц высыпаю на стол, считаю и трачу. Всё идёт в бизнес.
Денис Москоков, бармен
Барменом я устроился в студенческие годы — это очень весёлая работа. Меня привлекала неформальная обстановка, где ты даришь гостям прекрасное настроение и заводишь новые знакомства. Я творческая натура — увлекаюсь музыкой и вокалом. Сейчас до сих пор тружусь в популярном городском клубе-ресторане.
Система чаевых — отдельная «песня». Всё зависит от мастерства бармена — здесь играют роль скорость приготовление напитка, улыбчивость и общение с клиентом. Если человеку понравилось — он всегда даст на чай.
Были случаи, когда люди оставляли большие суммы, приносили подарки, дарили сувениры, советовали своим друзьям приходить именно ко мне, мол, хороший бармен.
Если это твой постоянный гость, в праздники он тебя поздравляет и дарит подарки. Среди самых необычных «чаевых» — валюта разных стран. Помню, однажды и вовсе подарили настоящее французское шампанское.
С большинством клиентов я перешёл в дружеские отношения, что, безусловно, тоже приятно и бесценно. Никто никогда не ущемлял из руководства в чаевых, по этой причине ни бармен, ни официант не прячет свой «чай».
Любой «чай» — это уже внимание, которое проявляет к тебе гость. Прекрасно, что наше общество становится более европеизировано и современно.
Дмитрий Тепляков, парикмахер
В сфере обслуживания тружусь с 2008 года. Мне всегда хотелось «перестричь» себя и своих близких после похода в парикмахерскую или салон красоты. И со временем стал трудиться в лучших салонах города.
Первые чаевые получил от мамы маленькой девочки, которой накручивал локоны на электрощипцы. Как она мне объяснила, это благодарность за старание и хорошее отношение к своей профессии. Тогда я понял, что иду по правильному пути и все старания не зря. Люди видят это!
Размер чаевых всегда разный. В основном, это сдача. Были и случаи, что оставляли в два раза больше, чем стоила сама услуга.
Однажды ко мне подошёл водитель маршрутки, когда я стоял у парикмахерской, и попросил подстричь его ниже указанного прайса, без излишеств так сказать (парикмахерская работала по системе «стрижка, мытьё и укладка»). Я согласился и оказал услугу, взяв с него оговорённую сумму. Мы вышли на крыльцо, и мужчина мне сунул деньги со словами «спасибо».
Эту картину увидела хозяйка и встретила меня со словами: «Обворовываешь меня, вор!». Слова оскорбили меня, и я уволился в этот же вечер, швырнув в неё эти мятые купюры, полученные в знак благодарности.
Распространено делить чаевые среди всего обслуживающего персонала в том случае, если они — команда и работают сплочённо. К сожалению, многие были сами по себе и при любой возможности докладывали друг на друга вышестоящему начальству.
Сергей Стром, официант
Мне удалось «провертеться» почти во всех сферах ресторанного бизнеса — я был официантом, администратором и даже поваром. Непосредственно официантом работал около четырёх месяцев. Было интересно, но карьерного роста никакого.
Клиенты требовательны всегда по-разному: для кого-то важна скорость, для других — качество обслуживания и вежливость, а третьим всё равно — главное, чтобы еду принесли. Опытный официант всегда подстраивается под типаж людей и старается максимально угодить им.
По чаевым у нас было просто. Столик, который ты обслуживаешь, оставляет чаевые. Что сверху — забираешь себе. Давали, к слову, не так часто — 50 на 50. Кто-то 30 рублей, кто-то 200 рублей. Начальство чаевых не забирало, им, по большому счёту, было всё равно. Ведь из чаевых и строилась почти вся зарплата официанта.
Помню, один раз мне оставили три тысячи рублей с одного столика! Это был мой рекорд. В целом, официанты не часто делились количеством заработанных чаевых, чтобы не было зависти у коллег. Чаще всего они старались приватизировать «свои столы» с постоянные клиентами, чтобы как можно чаще брать с них чаевые.
Владимир Сидоров, таксист
Как только я купил себе первый автомобиль, решил попробовать свои силы в такси. Дополнительные деньги никогда ведь не мешают!
Работал через специальную программу — вечерами. Попадался, в основном, «офисный планктон», задержавшийся после работы и ездивший по корпоративным картам, то есть деньги перечислялись непосредственно фирмой мне на счёт. Почти никто не оставлял чаевые — лишь один раз мне дали сто рублей за «комфортную поездку».
Позже трудился ночью по выходным. Подвозил молодёжь — красивых девушек в обворожительных нарядах, компании парней, а порой и тех, и других вместе. Были конфликты, не спорю. Поэтому старался колесить по центру, не отдаляясь в глухие районы, так как клиенты там совсем уж «отмороженные» — наркоманы и хулиганы.
Ночью чаевые сыплются — будь здоров! Непродолжительная поездка стоила, допустим, 115 рублей, мне засовывали 200 рублей. «На чай» давали подвыпившие ребята и по 500 рублей сверху — «за то, что кричали и просили музыку поставить весёлую», объяснили они. За ночь таким образом я мог заработать по 5–6 тысяч рублей.
Один раз зимой молодой человек попросил, чтобы я «подрифтовал» полчаса на его пустой парковке у дома, дав мне тысячу рублей. Сделав пару кругов, я обернулся, а он уже спит. Пришлось будить и нести его фактически до входной двери в квартиру.
Правда, из-за кризиса со временем я отказался от такого экстремального заработка. Поездок стало меньше, и народ гораздо агрессивнее. Решил свободное время потратить на отдых, а не на катание полупьяных подростков.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Финансы
- →
- Обязан ли посетитель кафе оставлять чаевые?
Финансы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат