Платежная система сосредоточится на трансграничных операциях в России

Одна из крупнейших международных платежных систем PayPal корректирует свою деятельность на российском рынке. С августа она планирует прекратить проведение внутрироссийских переводов, сконцентрировавшись на трансграничных операциях. Эксперты и участники рынка отмечают, что доля системы на локальном рынке невелика и такая трансформация не отразится на рынке внутренних переводов.

Как сообщило накануне агентство ТАСС, международная платежная система PayPal меняет бизнес-модель в РФ — с августа компания прекращает внутренние переводы в России. Агентство ссылается на соответствующее письмо компании, которое она направила в ЦБ. В письме компания сообщает о переходе на новую бизнес-модель в России с фокусом на трансграничные операции российских пользователей по отправке и получению платежей.

По оценке самой компании за пять лет работы, как указывает ТАСС, основные ее конкурентные преимущества связаны с международными платежами: как со стороны российских клиентов иностранным продавцам, так и зарубежных покупателей в пользу российских продавцов, в первую очередь представителей малого и среднего бизнеса, экспортирующих товары и услуги заграницу. Предполагается, что переход на новую бизнес-модель произойдет в августе. В настоящее время система не ограничивает проведение денежных переводов внутри России.

Согласно отчетности за 2019 год, доход PayPal составил $17,8 млрд. Было открыто 37,3 млн счетов, а общее их количество выросло до 305 млн счетов. Было проведено 12,4 млрд трансакций на сумму $712 млрд. Комиссионные доходы НКО «ПэйПал Ру» (российский оператор PayPal) в 2019 году за перевод денежных средств составили 1,57 млрд руб., за конвертацию валюты при переводах — 1,55 млрд руб. Для сравнения, комиссионные доходы РНКО «Платежный центр» (оператор системы «Золотая корона») составили 7,43 млрд руб., а чистые доходы от операций с иностранной валютой (подавляющая часть которых была от конвертации при переводах) — 6,1 млрд руб. У НКО «Вестерн Юнион ДП Восток» (оператор системы Western Union) комиссионные за переводы превысили 3,7 млрд руб., за конвертацию — 1,9 млрд руб.

Вместе с тем уход PayPal с внутрироссийского рынка денежных переводов слабо отразится на нем. Сама компания оценивает долю внутрироссийского трафика в незначительную величину. «В 2019 году наша прибыль по внутрироссийским операциям составила всего 4%»,— указано в письме компании регулятору, отмечает агентство ТАСС. Кроме того, еще в апреле 2018 года Банк России исключил из реестра значимых кредитных организаций НКО «ПэйПал Ру», которое находилось в реестре с 2014 года. Это было сделано потому, что компания не отвечала новым критериям, утвержденным в предшествующем году. В частности, как поясняли тогда в пресс-службе PayPal агентству «Интерфакс», согласно критериям, в реестр могла попасть только кредитная организация, если «доля объема электронных переводов с помощью предоплаченных карт составляет более 2%» от общего объема за год. По словам директора системы денежных переводов «Золотая корона» Ивана Ситнова, «объем PayPal на рынке внутрироссийских переводов минимальный».

При этом по его словам, «у граждан множество вариантов перевода средств по РФ — и классические системы переводов, и переводы карта-карта и СБП, поэтому какого-либо влияния на рынок переводов не будет». «Уход PayPal с российского рынка не внесет значительных изменений в расстановку сил в сегменте внутренних переводов»,— считает и руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора Deloitte Максим Налютин. «Это связано с двумя основными причинами: большинство внутристрановых платежей проходит через национальные платежные системы, такие как СБП, системы Сбербанка и прочие. Долю PayPal также значительно подкосила необходимость с 2015 года вводить паспортные данные для открытия счета, что некомфортно большинству рядовых пользователей»,— отметил он.

В НКО «ПэйПал Ру» не ответили на звонки “Ъ”.