Зачем мы берем взаймы $7 млрд.?

Именно на такую сумму Россия разместила еврооблигации. В финальной части road-show, завершившегося 28 марта, принимал участие российский министр финансов Антон Силуанов. Итоги успешны. Купон 5-летних облигаций объемом $2 млрд. составил 3,25% годовых, 10-летних объемом $2 млрд. — 4,5% годовых, 30-летних на $3 млрд. — 5,625% годовых.

Это ниже, чем ожидалось, что для России выгодно (меньше возвращать), потому что спрос на облигации составил примерно $25 млрд., то есть в 3,5 раза превысил предложение.

Появились даже лестные для России сравнения ее еврооблигаций с американскими treasures. На них стоит обратить внимание еще и потому, что сравнение принадлежит Биллу Гроссу, управляющему крупнейшим в мире фондом облигаций PIMCO. Если 10 лет назад он заверял, что не будет вкладывать в Россию «ни при каких обстоятельствах», то теперь он выступает как лоббист продвижения наших бумаг.

Вот его логика. Первый параметр — доходность.

Сейчас российские 5-летки торгуются на уровне 7,47% годовых. Американские бумаги с таким же периодом принесут инвестору всего 1%. Это, впрочем, закономерно, низкая доходность бумаг американского казначейства — показатель их самой высокой на рынке надежности.

Второй параметр — риски дефолта.

Рейтинг России — ВВВ, что отражает низкую вероятность дефолта. Билл Гросс оценил возможность невыплаты по обязательствам в потери до 1,5% годовых. Вероятность дефолта по американским бумагам инвесторы не рассматривают. Потому что если наступит американский дефолт, то катастрофа мировой экономики затмит любые потери по процентам.

Третий параметр — платежеспособность.

При снижении цен на нефть рейтинги России, скорее всего, будут снижены. Однако отношение госдолга России к ВВП все еще ниже 10%, так что при необходимости власти смогут решить финансовые проблемы с помощью новых заимствований.

Вывод — покупать.

В результате Россия успешно реализует намеченную программу заимствований. Напомним, в 2012 году предполагался выпуск госбумаг именно на $7 млрд. и на 1843,7 млрд. рублей.

Есть и немалый дополнительный бонус. Успех размещения еврооблигаций, огромный спрос на них может означать, что западные кредитные рынки снова открываются для российских банков. Это весомый аргумент для разворота движения капиталов, которые, наконец, могут взять курс на Россию, а не из нее.

Все просто здорово. Но экономика так гармонично устроена, что в каждом действии заложены механизмы «сдержек и противовесов». «Дают — бери, а бьют — беги» — это не про нее.

Что следует из того, что при переросших любые прогнозы нефтяных ценах Россия все равно обращается к внешним источникам заимствования? Тот же вопрос можно переформулировать: почему при заоблачных нефтяных доходах бюджет России в январе-феврале сводится с растущим дефицитом?

Официальный ответ Минфина известен: ведомства стали активнее выбирать причитающиеся им средства в начале года, а реформа бюджетной системы привела к тому, что бюджетные организации получили деньги сразу на квартал. Хорошо. Но впереди реализация предвыборной программы Владимира Путина, а это дополнительные расходы бюджета. Всемирный банк вслед за самим Путиным оценил их рост в 0,5–1,5% ВВП в год в течение последующих 6 лет. А это заставляет взглянуть на ситуацию с займом по-новому.

Перед Россией, по обыкновению, развилка. Есть путь наращивания госрасходов, ставка на госэкономику, привыкание к долгам. Есть путь рационализации и сокращения расходов, ставка на бизнес. Маневрировать долго не удастся, ключевой вопрос — налоги. Если их увеличат, то это удар по экономическому росту, а вместе с ним по любым, государственным или частным, проектам. И рост расходов приближает именно этот сценарий. Займы могут его лишь смягчить.

материал: Николай Вардуль