Сложные бюрократические процедуры не позволяют оперативно воплотить идеи Владимира Путина
Решительный налоговый маневр, провозглашенный Владимиром Путиным на съезде «Деловой России», может затянуться. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина считает, что выполнение задачи потребует от правительства серьезных усилий. Между тем бизнесмены надеются, что бюрократические процедуры затянутся не более чем на год и к 2013 году налоговая система будет переформатирована для ускорения индустриализации страны.
В конце прошлой недели Эльвира Набиуллина дала понять, что ревизия фискальной системы России, заявленная премьером как «решительный налоговый маневр» для повышения инвестиционной привлекательности несырьевых секторов экономики, произойдет не скоро и не сразу. По словам главы Минэкономразвития, вопрос требует рассмотрения, поскольку снижение налогов в несырьевых секторах «требует времени для ответа экономики». «Когда мы даже говорим о налоговых доходах в бюджет, в первую очередь стоит говорить не столько о налоговых ставках, сколько о налоговой базе», – рассуждает Набиуллина.
При этом весьма вероятно, что путинский налоговый маневр обернется снижением налоговых ставок для одних секторов и повышением – для других. «Если мы для кого снижаем, то, наверняка, не обойтись в ближайшее время без повышения. У нас все-таки есть необходимость балансирования бюджета», – подчеркнула глава Минэкономразвития. При этом министр пообещала предварительно обсуждать с бизнесом новации в фискальной сфере – поскольку для предпринимателей принципиальное значение имеет предсказуемость налоговой системы.
Но всегда ли предсказуемы и последовательны наши министры? В частности, не далее как в ноябре глава Минэкономразвития убеждала граждан, что, к примеру, ставки НДС и налога на прибыль менять не следует, поскольку эти налоги «конкурентны и невысоки».
Теперь же, похоже, взгляды Набиуллиной трансформировались под влиянием Путина, призвавшего к «решительному налоговому маневру». «Для укрепления и наращивания промышленного потенциала страны налоговая система должна стимулировать инвестиции, прежде всего в производственный сектор. У несырьевого бизнеса должно оставаться больше средств для развития», – отметил премьер. Он констатировал, что сейчас налоговая нагрузка неравномерна даже внутри производственных секторов.
Так, по виду деятельности «производство машин и оборудования» налоговая нагрузка составляет 11,1%, по виду деятельности «строительство» – 11,3%, по металлургии – 3,3%, по производству кокса и нефтепродуктов – 5%. «Надо внимательно проанализировать ситуацию по конкретным отраслям, сделать расчеты, чтобы ликвидировать существующую значительную дифференциацию налоговой нагрузки между секторами экономики. В целом очевидно, что стране сегодня необходим решительный налоговый маневр. Нужна современная структура налоговой системы. Следует подумать об оптимизации тех налогов, от которых в первую очередь зависит качественный экономический рост», – заявил Путин.
Соответствующие поручения были даны Минэкономразвития и Минфину, которые должны просчитать параметры этого маневра, предложив конкретные шаги по перенастройке фискальной политики на решение задач индустриального развития страны. У бизнеса в отличие от чиновников позиция уже сформирована. Так, председатель «Деловой России» Борис Титов подчеркивает, что налоги по-разному влияют на экономическую активность в стране. Меньший вред для экономики, по словам Титова, принесет повышение налогов на природные ресурсы, недвижимость, предметы роскоши, чтобы у предпринимателей появилась мотивация активнее инвестировать в производство, в создание рабочих мест, повышение зарплат сотрудникам, а не в строительство новых особняков. Кроме того, он считает возможным ограничить дивиденды нефтегазовым компаниям. В качестве примера привел «Газпром», который в 2011 году получил 1 трлн. руб. прибыли – этих денег хватило бы для покрытия всего дефицита Пенсионного фонда РФ.
Просчитать возможные пути реализации путинского налогового маневра, который должен привести к глобальным изменениям отечественной фискальной системы, по мнению председателя «Деловой России», можно в течение 2012 года, с таким расчетом, чтобы в 2013 год экономика вошла с принципиально новыми ориентирами. Титов уверен, что консенсус по принципам реформирования налоговой системы может быть достигнут со всеми парламентскими партиями, и поэтому настроен очень оптимистично.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин не согласен, что налоговые инициативы Путина носят предвыборно-популистский характер. По его мнению, за инициативой стоят серьезные экономисты, заинтересованные в том, чтобы идеи новой индустриализации России были материализованы. Однако следует помнить, что успех или провал «решительного налогового маневра» зависит не только от Путина и членов его команды. Многое будет определяться внешнеэкономическими факторами, убежден Макаркин. Если оправдаются худшие прогнозы относительно наступления рецессии мировой экономики, то отрасли – нефтегазовая и металлургия, за счет которых правительство надеется компенсировать выпадающие налоговые доходы, могут оказаться в тяжелой ситуации и без господдержки физически не выживут. И это может поставить крест на амбициозных планах новой индустриализации.
Со своей стороны, аналитик по металлургии «ВТБ-капитала» Николай Сосновский предупреждает, что ситуация в отрасли далеко не так блестяща, как может показаться со стороны. «Много денег с угольных и горнорудных предприятий в виде налогов не соберешь. Речь может идти от сотнях миллионов долларов, но никак не о миллиардах. Это – не нефтянка», – подчеркнул эксперт. Ко всему прочему мировые цены на металлы выросли примерно наполовину к уровню докризисного 2008 года. Дополнительную налоговую нагрузку металлургические заводы не выдержат. В случае кризиса, снижения спроса и цен на металлы неизбежно сокращение объемов выпуска продукции, оптимизация зарплат, штатной численности. Все это чревато обострением социальной напряженности в моногородах металлургов, не исключает Сосновский.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин не менее пессимистично оценивает налоговые резервы нефтегазовых компаний. Налоговый маневр премьера он назвал «абсолютно половинчатым решением, которое ни к чему хорошему не приведет» – ни для экономики в целом, ни для нефтегазовой отрасли в частности. Правительству целесообразнее было бы думать не над сменой векторов фискальной нагрузки с сырьевого сектора на обрабатывающий, а изменить основополагающие принципы отечественной налоговой системы. Брать налоги следовало бы не с оборота, а с прибыли, тогда у предприятий была бы четкая мотивация к развитию. Сейчас же картина следующая: при цене нефти 40 долл. за баррель компания оставляет себе около 18 долл. А при нынешних ценах на нефть в районе 100 долл. за баррель компании достается немногим больше 22–23 долл.
Игорь Наумов
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Финансы
- →
- Налоговый маневр отсрочат на год
Финансы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат