После резкой критики премьер-министра РФ Владимира Путина и нескольких антимонопольных дел против нефтяных компаний, цены на топливо в России всё равно начали расти.

Российские автомобилисты уже привыкли ругать нефтяников и владельцев АЗС — мол, в нефтедобывающей стране они умудряются продавать топливо по завышенным ценам. Нефтяники в своё оправдание кивали на специфику рынка, налоговую политику и «экономические реалии», а вдобавок пугали тем, что искусственное ограничение цен может привести к дефициту. И как бы ни хаял народ бизнесменов, их прогнозы, похоже, оправдались...

Безрадостная статистика

После небольшой передышки, которая наступила на рынке топлива после вмешательства Владимира Путина, а затем и ФАС, цены на бензин снова начали повышаться. Пока что — только в опте, но через месяц подорожание докатится и до розницы. Если потребительская цена, по данным Росстата, за март упала на 0,5%, то цены оптовиков в последнюю неделю месяца росли: на АИ-95 — на 0,7%, на Аи-92 — на 2,4%, а на дизельное топливо и вовсе на 7% сразу. Такие данные приводит ИАЦ «Кортес», отслеживающий ситуацию на рынке еженедельно.

Основной причиной роста цен эксперты называют недостаток предложения. Проще говоря, образовывается дефицит: объём отгрузки автобензина на внутренний рынок остался с прошлого года прежним, а вот потребление топлива в стране выросло на 6%, сообщает РБК. Увеличения поставок при этом вряд ли стоит ожидать, потому что, во-первых, ряд крупнейших НПЗ запланировали на март-апрель ремонт, а во-вторых, продавать бензин в России российским же компаниям стало просто невыгодно. К тому же впереди сезон полевых работ — а это дополнительный спрос и ещё один повод для дефицита. Порочный круг

История с «наказанием нефтяников» началась в феврале — когда сам Владимир Путин попенял компаниям на неоправданное повышение цен на дизель. Вслед за премьером в ситуацию вмешалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), и теперь такие гиганты, как «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ, ожидают определения размера штрафных санкций. Список «штрафников» могут пополнить «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР и «Башнефть»; во избежание повторных санкций компаниям придётся искусственно сдерживать рост розничных цен.

Между тем, об опасности такой ценовой политики предупреждал в интервью «АиФ» президент и совладелец ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов. В качестве примера бизнесмен привёл Иран, где бензин, по его словам, «в большом дефиците».

— Эта страна тоже добывает много нефти. Но власть там вынуждена жёстко лимитировать продажу топлива. К его нехватке привела политика сдерживания цен, — утверждает Алекперов.

Эту точку зрения разделяет и аналитик ФГ БКС Андрей Полищук. Даже с учётом повышения пошлин на экспорт нефтепродуктов с 1 апреля продавать топливо на внешний рынок нефтяникам выгодно — и будет выгодно всегда, — а вот внутри страны их прибыли становятся всё ниже. По данным того же «Кортеса», с середины февраля экспорт летнего дизтоплива стал коммерчески привлекательнее, нежели реализация его на рынках России. Что, по словам экспертов, просто парадоксальная ситуация.

Прогноз эксперта

Андрей Полищук, аналитик ФГ БКС:

— На данный момент экспортная альтернатива действительно более привлекательна для производителей нефтепродуктов по сравнению с реализацией топлива в РФ, и такая ситуация может привести к определенному дефициту на внутреннем рынке. С повышением цен на мировом рынке нефтяные компании получают все больше оснований для увеличения цен на заправках, однако ФАС ведёт борьбу с ростом цен — и это имеет соответствующий эффект.

Если кризис на Ближнем Востоке приведет к дальнейшему росту цен на нефть, то на внутреннем рынке стоит ожидать удорожания топлива, тем более в пересчете на американскую валюту, так как повышение цен на сырье приводит к укреплению рубля. Но в ближайшее месяцы нефтяные компании все же будут удерживать цены на топливо, и в апреле-мае можно ожидать лишь небольшого подорожания бензина на АЗС — в диапазоне 1-2%. На оптовом рынке рост цен может быть более существенным — в диапазоне 3-5%, что приведет к сокращению маржи розничного рынка и в первую очередь отразится на бизнесе независимых АЗС.

Лев Пухлых