В русском языке есть хорошая поговорка: все просто, коли умеючи

Но еще ни один человек не родился на свет, обладая навыками и способностями, скажем, для бизнеса. Все приходит постепенно.

Почему же у одних получается вести и развивать свое дело, а у других нет? Свое мнение в рамках совместного проекта «МК» и Министерства общественных связей и информации Новосибирской области высказывает молодой, но, тем не менее, достаточно опытный предприниматель, генеральный директор Группы компаний «ПрофКонсалт», руководитель новосибирского отделения Ассоциации молодых предпринимателей России Александр Решетов.

— Александр Владимирович, с чего все началось? Как вы пришли в бизнес?

— Честно говоря, в юности я и не думал, что буду заниматься предпринимательством, у меня были совершенно другие планы. В 1999 году я закончил Новосибирский военный институт Внутренних войск МВД им. Яковлева, и меня направили служить в Москву. Я предполагал, что меня ждет офицерская карьера, но обстоятельства сложились иначе. После увольнения из армии вернулся в Новосибирск, и встал вопрос, что делать дальше? На тот момент у меня уже была семья, которую нужно было кормить.

Хочу отдать должное своей альма-матер: в военном институте дают базовое юридическое образование, и хочу особо подчеркнуть, что учат там на совесть. Поэтому, поразмыслив, я устроился работать в одну из новосибирских компаний на должность юриста. Конечно, было очень нелегко перестроиться с военной «волны» на гражданскую. Но, тем не менее, дело пошло, и за четыре года мне удалось сделать неплохую карьеру: с рядовой позиции я поднялся в топ-менеджмент, руководил различными проектами.

— Может быть, военная привычка к дисциплине помогла?

— Может быть. Но в 2005 году все изменилось. В компании, где я работал, произошло сокращение штатов. Не будем сейчас рассуждать о причинах, да это и не важно, но я тогда тоже принял решение уйти из этой фирмы. После этого мною было принято решение о создании собственной компании.

Мы работаем уже пять лет, в группу компаний сегодня входит четыре организации. Сфера нашей деятельности — предоставление юридических, бухгалтерских, аудиторских и оценочных услуг, а также услуг по сопровождению страхования. Одно из направлений нашей работы — антикризисное управление предприятиями.

— Мне показалось, что у вас очень молодой коллектив...

— Ну, я бы так не сказал. Сегодня в группе компаний работает около сорока человек, и среди них есть люди разного возраста. Но и молодежи достаточно. Мы не боимся приглашать к себе молодых специалистов, обучать их, помогаем достичь профессионального мастерства. Честно говоря, я не совсем понимаю работодателей, которые отказывают молодым в приеме на работу, а предпочитают брать людей постарше, с опытом, готовых специалистов. Все мы когда-то чему-нибудь учились. Мне кажется, важен не возраст сотрудника, а его способности, таланты, деловые качества. А самое главное — желание работать.

Надо просто решиться

— Как вы считаете, с какими трудностями чаще всего приходится сталкиваться начинающим бизнесменам?

— Может быть, мой ответ покажется странным, но, мне кажется, главное препятствие, которое нужно преодолеть в начале пути, — это собственный страх. Страх и стресс. Ведь неизвестно, что тебя ждет впереди, а неизвестность всегда пугает. Но если есть достаточный объем работы, все это быстро проходит. Уж если взялся за дело, надо его делать, а там уже некогда бояться. На открытие бизнеса, по большому счету, надо просто решиться.

— Многие жалуются на бюрократические барьеры.

— Мне кажется, это надуманная проблема. Да, чтобы зарегистрировать свою фирму, необходимо собрать ряд документов, предоставить их в налоговую и так далее. Это обычный, установленный для всех порядок, сетовать на который просто смешно. И в дальнейшем, как правило, все «коридоры власти» можно преодолеть, было бы желание. На мой взгляд, гораздо больше сложностей вызывает отсутствие доступных финансовых ресурсов, особенно для начинающих предпринимателей. Я, конечно же, говорю о кредитах. Сегодня «короткие» деньги очень дороги, а «длинных» нет вообще. Это ненормально, но таково сложившееся положение вещей.

— Какие, с вашей точки зрения, сегодня наиболее перспективные области для предпринимательства? Где молодым бизнесменам лучше применить свои силы?

— Одна из самых, на мой взгляд, перспективных сфер — производство продуктов питания. Что бы ни случилось, мы всегда будем есть, а значит, и продукты будут востребованы. Другой вопрос, что товар, который запускается на рынок, должен быть конкурентоспособным. То есть, скажем, если ты решил делать колбасу, то она должна быть, по меньшей мере, качественной. Товар высокого качества всегда найдет себе нишу на рынке.

Также я бы назвал строительную отрасль, и в первую очередь я имею в виду жилищное строительство. Во время экономического кризиса многие стройплощадки были заморожены, часть компаний вынужденно ушла с рынка, но сейчас ситуация меняется. И что мы видим: жилья по-прежнему мало, а то что есть — очень дорого. Значит, есть где приложить свои силы. Конечно, данная отрасль — это удел крупных компаний, но, говоря о строительстве, я подразумеваю и все смежные области: производство строительных и отделочных материалов, энергетика, транспорт...

Естественно, прекрасные перспективы у тех, кто работает в области IT-технологий. Количество пользователей Интернета растет год от года, а значит, у тех, кто занимается разработкой сайтов, хостингом и другими подобными видами деятельности, работа будет. И, конечно, я не стал бы сбрасывать со счетов юридические услуги, которые всегда пользуются спросом. Тем более что сегодня все больше компаний стараются привлекать специалистов к решению своих проблем в области бизнеса, а не полагаются на собственный опыт.

Главное — профессиональный подход

— Но все эти направления востребованы в городе. А как же быть с селом?

— Согласен, там ситуация значительно сложнее. Я знаю, о чем говорю, так как в данный момент осуществляю управление одним из хозяйств Чистоозерного района. Сельское хозяйство — это сезонный бизнес. Взял кредит, провел посевную и ждешь урожая, а каким он будет — неизвестно, и какой будет спрос — тоже. Давайте вспомним хотя бы прошлогоднюю ситуацию, когда фактически не было торгов по зерну. Да, государственная поддержка сельским товаропроизводителям вроде бы есть, но ее явно недостаточно. Скажем, хозяйству, имеющему долги, не дадут субсидию, и оно, скорее всего, распадется. Но и в этой отрасли можно эффективно работать: возьмем хотя бы пример китайцев, которые выращивают для «Ашана» помидоры и огурцы. Хотя, конечно, многое зависит от самого предпринимателя и его деловых качеств.

Мне кажется, что для тех, кто производит сельскохозяйственную продукцию, нужны более мягкие условия кредитования, упрощение процедуры получения государственных субсидий и грамотная реструктуризация задолженностей. Тогда ситуация может сдвинуться с мертвой точки.

— То есть вы считаете, что те меры поддержки, которые сегодня оказываются малому и среднему бизнесу, должны быть увеличены?

— Я хочу сказать другое — эти меры реально помогают. У нас в области есть Фонд развития малого и среднего предпринимательства, который дает поручительство для получения кредитов на льготных условиях, осуществляет микрокредитование малого и среднего бизнеса. На мой взгляд, система получения таких кредитов очень проста. В Новосибирске строится бизнес-инкубатор, есть и другие меры поддержки, не буду их все перечислять. Есть стабильная динамика по субсидированию, суммы помощи растут год от года, можно бесплатно получить различные консультации. Все у нас есть, но только почему-то предприниматели не спешат этой помощью воспользоваться. Странная какая-то ситуация: предлагают — вот деньги, иди, бери, а никто не берет. Я думаю, тут все дело в недостаточной информированности. Что касается нашей компании, то мы мерами поддержки пока не пользовались, просто не было нужды. Но если такая необходимость возникнет, мы обязательно используем такую возможность.

— Скажите, какие наиболее распространенные ошибки совершают начинающие бизнесмены? От чего вы хотели бы предостеречь тех, кто только начинает?

— Главная ошибка — непрофессионализм. Бизнес надо начинать с исследования рынка. Просто «я хочу этим заниматься» — этого мало. У нас обычно бывает наоборот: сначала откроют дело, года-два поработают, видят — прибыли не очень, развития нет, и только тогда начинают думать, а что, собственно, я делаю не так? Излишние амбиции тоже бывают губительны. Нужно профессионально подходить к ведению дел, все анализировать, если образование позволяет — самостоятельно, если нет — привлекать специалистов. Зарабатывать деньги — это большая ответственность.

Инна Волошина