Директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич рассказала "КП", как обстоят дела с экономикой в столице, российских регионах и моногородах.

Последнее время о кризисе вроде как и подзабыли. Тревожных новостей с финансовых рынков уже давно не приходит: биржи не лихорадит, рубль не трясет. Тем не менее многие эксперты указывают: проблемы, которые вскрылись в кризис, никуда не делись. Взять те же моногорода, безработицу... Обо всем этом и многом другом - в интервью с директором региональных программ Независимого института социальной политики Натальей Зубаревич.

ЭКОНОМИКА - КАК ТАБУРЕТКА

- Наталья Васильевна, про кризис забыли или он на самом деле закончился?

- Скажу так: Россия пока что прошла лишь полдороги по выходу из кризиса. За три квартала 2010 года производство в промышленности на 6% ниже, чем в докризисном третьем квартале 2008 года. Конечно, это значительно лучше, чем на пике кризиса: к маю 2009 года объемы производства на российских предприятиях упали на 15-17%. Беда в том, что выходим из кризиса мы очень медленно. Можно сказать, выползаем. Если посмотреть на данные по лету этого года, промышленность практически не развивается.

- Почему?

- Экономика отыграла рост цен на основную продукцию российского экспорта - нефть и металлы. И новых стимулов к росту промышленности нет.

- Это все в целом. А как конкретные регионы выползают из кризиса?

- Относительно благополучно пережил кризис Дальний Восток. Большая часть неэффективных предприятий здесь исчезла еще в 90-е годы. Такая же картина в нефтегазовых регионах. Уверенно себя чувствуют Калужская, Белгородская и Калининградская области, которые до кризиса развили многопрофильную экономику. Кризис в очередной раз доказал прописную истину: опора хотя бы на четыре «ноги», как у табуретки, дает гораздо больше уверенности в завтрашнем дне, чем монопрофильная экономика. Еще быстрее из кризиса выходит аграрный юг России. Кушать хочется всегда - платежеспособный спрос на продовольствие не сократился.

- А кто слабое звено?

- Три группы областей. Первая - регионы российского машиностроения. Они отыграли меньшую часть спада. Некоторые до сих пор в очень сложном положении: Самарская, Нижегородская области, Чувашия. Вторая группа регионов - металлургические. Одно-два предприятия куют доходы областному бюджету. Хуже всего себя чувствуют Свердловская и особенно Челябинская области. Это наследие старой индустриализации раннего советского периода. Заводы модернизировались, но недостаточно. Когда цены на металлы упали, они не выдержали конкуренции с более современными производствами.

НЕ ТУДА ВЛОЖИЛИ ДЕНЬГИ

- Считается, что кризис заставляет бизнес вкладывать деньги в модернизацию производства. Инвестиции растут?

- Буквально на полмиллиметра. Относительно первой половины 2009 года инвестиции в первом полугодии 2010 года выросли всего на 1%. Единственный, кто вкладывается, - это государство. И самое проблемное - деньги идут туда, где это в целом не помогает экономике страны. Основными точками роста инвестиций в России на данный момент являются две группы регионов: первая - Чечня и Ингушетия; вторая - Приморский и Краснодарский края. Плюс в отдельных областях растут инвестиции в новые нефтяные проекты, которые совершают госкомпании. В Приморском крае вложения из федерального бюджета составляют половину всех инвестиций (прежде всего это строительство объектов для саммита стран АТЭС), в Ингушетии и Чечне - почти 100%. А по сути, российская экономика упала не в этих местах.

- А кого нужно было поддерживать государству?

- Весь бизнес! Через облегчение правил игры. Я за снижение налоговой нагрузки. Ты пахал - получи бонус. Но в разгар кризиса власти, наоборот, решаются поднять социальные налоги. Имеет смысл вкладывать бюджетные деньги в развитие инфраструктуры. Чтобы у бизнеса снижались расходы на доставку товара. Проще говоря, деньги необходимо было вложить в узкие места, которые замедляют развитие экономики.

ЗАЧЕМ ВЫБИРАТЬ ДУРНУШЕК?

- Почему Минфин предлагает ликвидировать бюджетные кредиты для моногородов, где градообразующие предприятия на ладан дышат?

- Кредиты не имеют смысла. Зачем разрабатывать программу развития города и брать в бюджете в долг деньги, которые впоследствии придется возвращать, если можно ничего не делать и жить на субсидии?

- Но ведь проблема моногородов не решена?

- Она стоит так же остро, как и раньше. Власти в кризис помогли всего трем городам, один из которых не является моногородом. Кроме Тольятти, помощь получили Нижний Тагил и Сокол (Вологодская область, деревообрабатывающее производство). Но городская инфраструктура не изменилась. Деньги были направлены на создание временных рабочих мест и госзаказ местным предприятиям. Средства закончатся - местные власти снова заговорят о проблеме.

- Почему бизнес не идет в моногорода?

- Перед вами девушки: красивые, не очень красивые и замарашки. Какой резон вам выбирать страшненькую замарашку? Бизнес рассуждает так же. Зачем идти в депрессивный городок с повальным пьянством, высокой преступностью и деградирующим населением, если есть возможность открыть предприятие в более благополучном регионе? А моногород сам себе не может сделать пластическую операцию, чтобы превратиться в красотку из «Плейбоя». У него нет на это денег.

- Получается, печать нищеты моногородам не смыть?

- Самостоятельно - нет. В моногородах необходимо улучшать городскую среду и человеческий капитал. Это долго и дорого. Федеральные власти готовы поддерживать только крупные города, такие как Тольятти. Поэтому одновременно с общим выходом из кризиса медленно начнут отступать экономические проблемы и из моногородов. Проблема будет рассасываться сама по себе, эволюционно: безработные сменят место жительства, осядут на огородах, трудоустроятся в бюджетных учреждениях, в конце концов, сопьются окончательно. Снова о моногородах вспомним лишь во время следующего кризиса.

ПЕРЕОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ - МИФ

- Одно из основных последствий кризиса - рост безработицы. Властям удалось решить эту проблему?

- Ситуация на рынке труда реально улучшилась. До 6,5% упала безработица, в три раза сократилась неполная занятость. Недоумение вызывает лишь количество населения, которое власти обеспечили общественными работами. Людей отправляют убирать улицы либо красить заборы на предприятиях (в больших масштабах мы не строим дорог и не ремонтируем инфраструктуру). Это скрытая безработица - плюс два миллиона человек к уже имеющимся 5,5 миллиона. Причем за последний год количество участников общественных работ выросло на 5%.

- В начале кризиса власти говорили о переобучении безработных...

- В одном из регионов я спросила у министра, который отвечает за борьбу с безработицей, как они организуют переподготовку кадров. Он на меня посмотрел грустно: на переобучение им выделено 1200 рублей на человека. Как можно на эту сумму переподготовить безработного? Плюс никто толком не знает, спрос на какие специальности вырастет через три-пять лет.

- Как же так? Эксперты говорят, что с подъемом экономики вырастет спрос на рабочие и инженерные специальности...

- Это спекуляции. К тому же население не рвется осваивать рабочие специальности: тяжело, некомфортно, кажется, что за эту работу платят небольшие деньги. У проблемы нет простого решения.

ПОМОЩЬ СЛАБЫМ

- Насколько серьезно кризис ударил по семейным бюджетам россиян?

- К середине 2009 года уровень доходов упал всего на 5%, а сейчас они уже выросли на те же 5% относительно докризисного 2008 года.

- Благодаря чему населению удалось так быстро отыграть падение?

- Страна накопила настолько приличную заначку, что за два года кризиса власти вбрасывали в социальную помощь населению гигантские деньги. Пенсии выросли в полтора раза (без учета инфляции). Размер пособий населению в 2009 году поднялся на треть. В бюджетных организациях увеличили зарплаты непосредственно перед кризисом. Именно поэтому не было сопоставимого с прошлым кризисом спада доходов.

Оборотная сторона бюджетной поддержки - деньги в первую очередь получило население слаборазвитых регионов, а кризис ушиб промышленные, где уровень развития был существенно выше. В этой группе территорий меры поддержки не компенсировали случившегося спада доходов, а слаборазвитым регионам - еще и добавили.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Не все так плохо...

- Антикризисные меры правительства и Центробанка были очень успешны, - делится оценкой ситуации депутат Госдумы Павел Медведев. - Хотя, по моим ощущениям, нынешний кризис оказался глубже, чем кризис 1998 года.

Эксперта в первую очередь радует оперативная работа властей по спасению банков. Центробанк уверенно держал руку на пульсе финансовой системы. Несколько банков обанкротилось. Но ни вкладчики, ни организации своих денег не потеряли.

В производстве дела обстоят похуже.

- Властям удалось остановить спад экономики, а во второй половине 2009 года она ожила, - напоминает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. - Это произошло благодаря бюджетным вливаниям, которыми Россия занималась вслед за Европой и Америкой.

Наиболее удачные результаты власти получили от стимулирования спроса. Напомним: правительство выделило на утилизацию старых автомобилей 20 млрд. рублей. Деньги уже практически полностью израсходованы. Зато продажи новеньких «железных коней» относительно провального 2009 года выросли многократно.

- Власти платили 50 тысяч рублей за одну развалюху, а в бюджеты возвращалась гораздо большая сумма, - объясняет руководитель консалтинговой компании «Финэкспертиза» Агван Микаэлян. - Эффективность фантастическая!

Однако многие эксперты оговариваются, что не все кризисные проблемы решаются деньгами. Властям нужно думать, как дальше развивать экономику.

Александр ЗЮЗЯЕВ