Лидеры двадцати ведущих стран опять решают судьбу мировой экономики. От лондонского саммита не ожидают прорывных решений, но сам факт переговоров и одобрение триллионных вливаний может придать заряд бодрости. Аналитики хотели бы услышать заявления о борьбе с протекционизмом и о конкретных мерах стабилизации экономик.

В четверг в Лондоне открывается саммит стран G20. Первые лица государств, на которые приходится 90% мирового ВВП и 80% глобальной торговли, будут решать, как бороться с охватившей планету рецессией. Пожалуй, впервые мир будет следить за саммитом двадцатки с неподдельным интересом - глубочайший за последние десятилетия кризис, не оставивший в стороне ни одну экономику, сделал G20 востребованной международной площадкой. И хотя большинство аналитиков по старой привычке не ждет от международных "посиделок" конкретных прорывных решений, некоторые наблюдатели считают, что лондонский саммит имеет шансы стать историческим.

Кто они

В состав "двадцатки" входят Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Россия, Голландия, Испания, Великобритания, Франция, Турция, США, Южная Корея, Саудовская Аравия, Япония и Мексика.

Кроме того, в саммите примут участие руководители основных международных организаций, составляющих основу послевоенной политико-экономической архитектуры - Международного валютного фонда, Всемирного банка, Организации объединенных наций, Всемирной торговой организации и других.

"Старый свет", помимо глав отдельных государств, будет представлен также руководителями Еврокомиссии и Европейского совета.

Традиционный антураж

Как и все крупные международные мероприятия последних лет, лондонский саммит G20 - это не только площадка для переговоров на высшем уровне, но и арена массовых протестов.

Мировой кризис несколько сместил акценты - участников беспорядков в Лондоне, которые начались в среду, за день до официального старта саммита, уместнее назвать не "антиглобалистами", а "антифинансистами". Объектами народного гнева стали не многострадальные "Макдональдсы", а отделения банков.

Несколько тысяч людей собрались на демонстрацию возле здания Банка Англии. Несмотря на веселое название мероприятия - День финансового дурака, участники митинга были настроены отнюдь не мирно. Постоянно возникали стычки с силами правопорядка, несколько десятков человек были арестованы.

В отделение одного из крупнейших банков Великобритании - Royal Bank of Scotland - демонстрантам даже удалось прорваться, но полиция вскоре отбросила их на исходные позиции.

Еще одна демонстрация - с антивоенными лозунгами - прошла около здания посольства США в центре Лондона.

Накачка МВФ

Главным документом саммита станет итоговое коммюнике. В нем планируется зафиксировать объем финансовых вливаний для поддержки экономики в 2009 году. Ожидается, что он составит несколько триллионов долларов, и это позволит добавить к динамике ВВП более чем 2 процентных пункта, а число рабочих мест - более чем на 20 млн.

Страны "двадцатки" определят объем ресурсов, которые могут быть предоставлены через международные финансовые институты emerging markets и развивающимся государствам, чтобы обеспечить им приток капитала.

G20 обеспечит в течение 2 лет поддержку торгового финансирования через экспортные и инвестиционные агентства, а также через многосторонние банки развития. Объем средств на эти цели будет определен в итоговой версии коммюнике.

Страны "двадцатки" планируют договориться о распределении определенного объема SDR (специальные права заимствования, "валюта" МВФ) для увеличения глобальной ликвидности.

МВФ должен будет в ходе весенней сессии представить предложения по продаже золота для поддержки стран с низкими доходами (МВФ в апреле 2007 года заявлял о возможности продажи 400 тонн из золотого запаса для финансирования своих расходов).

По мнению G20, МВФ на годовом собрании фонда осенью 2009 года должен запустить новый пересмотр квот, а сама реформа квот должна быть завершена к 2011 году.

Планируется создать министерский совет, который будет обеспечивать стратегию развития МВФ и усилит его подотчетность.

Всемирный банк на годовом собрании осенью 2009 года должен будет представить конкретные рекомендации по изменению долей и голосов акционеров, системы голосования и внутреннего управления. Реформа банка должна быть завершена к весенней сессии 2010 года.

Требования к капиталу не должны быть ужесточены до тех пор, пока не будет уверенности в значительном и устойчивом восстановлении экономики, отмечается в проекте коммюнике.

G20 намерена поддержать разработанные Форумом финансовой стабильности принципы вознаграждения и компенсаций в финансовых институтах.

"Двадцатка" планирует опубликовать перечень юрисдикций, которые не следуют международным стандартам обмена налоговой информацией, и собирается призвать FATF и, возможно, совет директоров Форума финансовой стабильности определить к следующей встрече министров финансов G20 юрисдикции, не внедрившие соответствующие стандарты. К таким юрисдикциями могут быть применены санкции для защиты государственных финансов и финансовых систем.

В среду поздно вечером источник в российской делегации, знакомый с последней версией коммюнике, сообщил "Интерфаксу" некоторые подробности согласованного документа.

По его словам, "двадцатка" одобрит размещение 250 млрд SDR ($373 млрд) среди акционеров МВФ. Это решение включено в итоговое коммюнике G20, проект которого сейчас проходит окончательное согласование. Как отметил источник, это пополнит мировую ликвидность, а страны при этом получат возможность более гибко управлять своими средствами.

SDR - специальные права заимствования, созданы МВФ в 1969 году для поддержки резервов стран-акционеров фонда. Они распределяются между странами в соответствии с их квотой в фонде. SDR также служат единицей расчетов МВФ и некоторых других международных организаций.

Собеседник агентства пояснил, что страны при необходимости смогут взять у МВФ денежные средства на сумму, эквивалентную полученным SDR, при этом за пользование этими деньгами не нужно будет платить проценты. Акционеры также смогут предоставить полученные SDR в виде кредитов другим странам и получать за это проценты. При этом страны-акционеры не будут платить деньги в обмен на SDR, которые они получат при распределении.

В частности, Россия может получить сумму, которая эквивалентна нынешней квоте - 2,74% (примерно $10 млрд). США могут получить $64 млрд (квота 17,09%).

Источник также сообщил, что G20 одобрит размещение Международным валютным фондом облигаций на международном рынке. Предполагается, что облигации будут иметь наивысший кредитный рейтинг и страны смогут размещать в них свои резервы. Объем выпуска бумаг в коммюнике фиксировать не предполагается. Россия и Китай планируют покупать такие облигации, сказал он.

С чем приехали

Российские предложения в преддверии лондонского саммита озвучивал помощник президента, шерпа в "группе восьми" Аркадий Дворкович. По его словам, Россия считает необходимой "четкую увязку увеличения ресурсов сегодня с реформами МВФ через 2-3 года". "Реформа не обязательно должна предварять увеличение ресурсов, но должны быть четкие обязательства по срокам и принципам проведения реформы МВФ. Если сегодня предоставить ресурсы в капитал, особого желания реформировать МВФ не возникнет", - считает А.Дворкович.

В связи с этим он отметил, что обсуждается возможность предоставления МВФ денежных ресурсов путем покупки облигаций, которые могут торговаться на рынке. "Тогда не будет стимулов отказаться от реформ", - сказал помощник президента.

Говоря о приоритетных направлениях реформирования международной валютной системы, А.Дворкович отметил, что на саммите "двадцатки", возможно, будет обсуждаться вопрос расширения корзины расчетной денежной единицы, используемой МВФ (SDR, специальные права заимствования). Сейчас SDR включает в себя доллар, евро, фунт и японскую иену. По мнению А.Дворковича, "было бы логично, если бы корзина была бы расширена за счет рубля и юаня".

Также, возможно, будут обсуждаться варианты, связанные с более эффективным использованием золота. "Золото тоже могло бы стать одним из обеспечений для глобальной валюты либо стать более серьезным эквивалентом. В экономической среде идет дискуссия по поводу использования золотого стандарта", - сказал помощник президента.

Отвечая на вопрос, при каких условиях Россия будет довольна итогами саммита "двадцатки", помощник президента отметил, что "если наши идеи насчет более гармоничной системы регулирования финансовых рынков будут приняты, пройдут дискуссии по поводу валютной системы и будет жесткое обязание реформирования международных финансовых институтов наряду с предоставлением им денежных ресурсов - если все это будет одобрено и пакеты мер стимулирования экономик, которые были сформулированы ранее, будут исполнены, мы будем считать итоги успешными".

Но есть нюансы в отношении приоритетов тех или иных тем. Например, Россия предлагает начать дискуссию о резервных валютах, пока к этому не все готовы. "Мы будем настаивать, что такая дискуссия в последующие месяцы нужна на всех уровнях - академическом, политическом, профессиональном уровнях", - сказал А.Дворкович.

В предложениях президента России к саммиту G20 в Лондоне содержится инициатива о заключении международного соглашения, определяющего глобальные стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе.

Кроме того, нужно обсудить, кто будет осуществлять мониторинг за реализацией этих стандартов и кто будет планировать разработку новых стандартов. "Мы считаем, что Форум финансовой стабильности - это наилучший пример для этого, но, возможно, какая-то роль будет у Международного валютного фонда в случае его реформирования", - сказал помощник президента.

Форум финансовой стабильности - созданный в 1992 году клуб, куда входят МВФ, Всемирный банк, национальные банки ведущих экономик. На форум возложена задача по выработке рекомендаций для предотвращения в дальнейшем глобальных финансовых кризисов.

Соглашение с рабочим названием Standard Universal Regulatory Framework (SURF), по замыслу России, должно включать семь основных элементов:

- стандарты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);

- единый стандарт финансовой отчетности;

- единые критерии определения "неблагонадежных" юрисдикций и контрмер в их отношении;

- правила регулярного обмена максимально полной информацией о финансовых институтах и сделках (в том числе, в рамках надзорных коллегий);

- имитационное моделирование взаимодействия надзорных органов в условиях кризиса;

- учет национальных требований к базовым активам при обращении производных инструментов на зарубежных рынках;

- стандарт деятельности рейтинговых агентств (включая переход от платы эмитентов к плате пользователей).

Привычный пессимизм и проблески надежды

Аналитики не ждут от G20 прорывных решений. "Думаю, участники встречи ограничатся общими заявлениями без каких-либо кардинальных решений. Неутешительные прогнозы Всемирного банка относительно перспектив мировой экономики толкают многие страны на принятие протекционистских мер, в этих условиях все международные форумы имеют скорее номинальное значение, - говорит Наталья Орлова из Альфа-банка. - Я не думаю, что на саммите удастся разработать общую скоординированную стратегию. В итоге каждая страна будет преодолевать трудности сама, собственными силами. Масштаб проблемы настолько значим, что я не могу себе представить, как можно скоординировать действия".

Все же аналитик не ожидает от саммита негативных новостей. По ее мнению, для рынков любое решение об увеличении денежного предложения будет позитивным сигналом. Если, например, Европейский центральный банк скажет, что он готов к прямой эмиссии, или ФРС - что они будут больше инвестировать напрямую, то реакция инвесторов будет положительной.

Как отмечает старший экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик, опыт предыдущих встреч показывает, что, несмотря на принятые решения или декларации, политика, которая потом проводилась странами, не всегда соответствовала установленным требованиям. Поэтому рынок не ожидает много от G20, полагает Я.Лисоволик.

"Если будут приняты какие-то действительно масштабные решения и если будут признаки того, что растет координация в действиях стран по борьбе с кризисом, реакция глобального рынка может быть позитивной в силу того, что пока никто ничего не ждет. Кроме того, хорошим сигналом для рынка будут заявления стран-участниц относительно принятия дополнительных стимулирующих мер внутри страны", - сказал аналитик Deutsche Bank. При этом он подчеркнул, что если даже будет принято решение о расширении программы финансирования Международного валютного фонда, бурной реакции рынка на это, скорее всего, не будет. Основное внимание будет уделяться тому, какие меры для стабилизации своих экономик будут принимать ведущие страны.

А вот Станислав Пономаренко из ING Bank считает, что предстоящий саммит G20 будет продуктивным и на нем будут приняты конкретные решения и разработан конкретный план действий. "Наш прогноз больше позитивный, чем негативный, так как, мы считаем, что все участники встречи понимают сложность текущей ситуации и необходимость контренных поступательных действий", - сказал аналитик.

По мнению эксперта, скорее всего, будет принято решение об оказании финансовой поддержки МВФ, что позитивно для тех стран, которым помогает фонд. Кроме того, он ожидает, что будут озвучены объемы средств, которые в целом могут быть выделены для преодоления кризиса.

Кроме того, он отметил, что у рынка есть ожидания того, что со стороны Европы прозвучат заявления о начале введения стимулирующих мер и предоставления ресурсов, и если этого не произойдет, реакция будет негативной.

"Предложений очень много, а цели в некоторых случаях диаметрально противоположные, поэтому, скорее всего, ожидать, что двадцать стран смогут прийти к общему решению, не стоит", - не скрывает пессимизма аналитик банка "Траст" Владимир Брагин. Он считает, что рынок готов к нейтральным итогам саммита.

"Активное обсуждение новой резервной валюты может заставить нервничать держателей гособлигаций США, если будет предложено прекратить помогать банкам или крупным компаниям, то упадут котировки акций соответствующих предприятий и так далее", - сказал аналитик.

Гендиректор Nomura СНГ Максим Сельцер не ожидает от саммита многого с точки зрения конкретных шагов и решений.

"Сейчас в мире есть два противоположных "лагеря": один - во главе с Японией, США и Китаем, которые планируют выйти из рецессии за счет "госрасходов", и второй лагерь во главе с Францией и Германией, которые, наоборот, хотят ограничить расходы государства. Для России и наших рынков ключевым итогом саммита станет определение, к какому лагерю мы примкнем", - считает М.Сельцер, добавляя, что не думает, что на саммите G20 эти два лагеря придут к согласию. Тем не менее, считает он, даже такой результат, как "согласились не согласиться друг с другом", даст возможность, по крайней мере, одной из партий сократить время рецессии". Но промедление и ошибки в принятии решений могут ввести мировую экономику в дефляционную спираль, которая приведет к 7-10 годам глобальной рецессии, считает аналитик.

М.Сельцер хотел бы услышать следующие конкретные заявления на саммите: во-первых, против протекционизма; во-вторых, в поддержку финансового сектора - есть потребность восстановить уверенность в глобальной финансовой системе; и, наконец, в поддержку Международного валютного фонда и его роли в восстановлении стабильности в финансовом мире.

"Реакция рынка - как позитивная, так и негативная - будет краткосрочной, - предупреждает Евгений Гавриленков из "Тройки Диалог". - Новости с саммита сейчас, как и любая другая новость, окажут на настроения инвесторов непродолжительное влияние и фундаментального преломления тренда не вызовут. Думаю, предстоящий саммит будет очень похож на ноябрьский: соберутся, поговорят и разъедутся".

Как отметил экономист, круг вопросов, заявленных для обсуждения, можно разделить на две части: краткосрочная стратегия и более философская долгосрочная. При этом он считает, что долгосрочной стратегией никто в настоящее время всерьез заниматься не будет.

По мнению Е.Гавриленкова, сейчас более остро стоит проблема возобновления обращения денег, при этом он полагает, что здесь у России будет достаточно пассивная роль, так как от нее в этом вопросе мало что зависит и, кроме того, проблемы все же исходят от других стран.

Россия больше заинтересована и подготовлена к дискуссии о "далеком светлом будущем", отметил Е.Гавриленков. Для решения краткосрочных задач относительно выхода из кризиса есть более влиятельные игроки, между которыми нет согласия: с одной стороны, англо-саксонский мир, а с другой, - континентальная Европа. Первые призывают всех, так же как и они, закачивать больше денег в систему, увеличивать дефицит, понижать ставки. Со стороны же европейских партнеров такого энтузиазма нет, так как они и до кризиса в связи с большей социальной направленностью достаточно много тратили из государственного бюджета, поэтому увеличивать расходы еще не очень логично. Более того, есть Маастрихтское соглашение, которое накладывает определенные ограничения, например, по дефициту бюджета. "В связи с этим не думаю, что будет достигнуто согласие, все ограничится декларациями", - сказал Е.Гавриленков.

"Если все не разругаются, не будет открытой конфронтации, но ничего конкретного решено не будет, а это, скорее всего, так и будет, то реакция рынка будет умеренно негативной. Позитив же среди инвесторов может вызвать то же самое: ничего плохого не случилось", - добавил эксперт.

По мнению аналитика, в настоящее время ни у кого все еще нет четкого понимания, что же происходит в финансовой системе. Особенно много неопределенности относительно ситуации в Европе, так как американские банки достаточно быстро начали списания "токсичных активов", в отличие от европейских банков. В связи с этим многие проблемы у Европы еще впереди, и поэтому она сейчас более консервативна, считает эксперт. При этом нужны более строгие стандарты и правила для самих регуляторов, особенно в странах, валюты которых являются резервными. "Другого пути решения проблемы предотвращения повторения кризиса нет: чем искаженнее среда, созданная регулятором, тем выше риски", - считает Е.Гавриленков.

Интерфакс