Путин отправил сценарии Минэкономразвития на доработку

Накануне Дня защитника Отечества Владимир Путин сделал выбор в дискуссии о посткризисной экономической политике. В противостоянии Минфина и Минэкономразвития он взял сторону Алексея Кудрина. На совещании “О сценарных условиях долгосрочного прогноза социально-экономического развития до 2030 года” было решено сценарии от ведомства Эльвиры Набиуллиной направить на доработку, учтя при этом прежде всего борьбу с нарастающей инфляцией и ликвидацию к 2015 году бюджетного дефицита. На чем, собственно, Кудрин и настаивал.

Выступая 18 февраля на VIII Красноярском экономическом форуме, вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, как многим тогда показалось, поднял бунт на корабле. И действительно, он начал речь с пассажа о “честных и справедливых” предстоящих выборах в Госдуму и президенте как залоге правильного выбора модели посткризисного развития. Цена ошибки по Кудрину — либо вынужденный отказ от выбранного курса, что чревато серьезными экономическими дисбалансами, либо повышение налогов. Что уж совершенно неприемлемо, даже по мнению министра финансов. Меньше внимания эксперты обратили на существо спора. Кудрин избрал мишенью не нынешний политический режим, а долгосрочные сценарные условия социально-экономического развития, которые были разработаны под руководством заместителя Набиуллиной Андрея Клепача. Кудрин объявил неприемлемыми предложения последнего о возможности сохранения до 2020 года бюджетного дефицита (2% ВВП) и увеличения госдолга до 30% от ВВП. Особенно министра финансов беспокоили излишняя опора на внешнеэкономическую конъюнктуру (рост нефтецен) и недостаточные меры в борьбе с инфляцией.

Тем не менее столкновение мнений внутри макроэкономического блока грозило на самом деле выплеснуться на политическое поле. До выборов еще далеко. Поэтому премьер, видимо, решил поставить точку в этом споре, не выделяя, впрочем, при этом победителей и побежденных. “Считаю, что это на пользу делу. Нам нужен действительно детально проработанный, взвешенный, реалистичный прогноз на предстоящие десятилетия”, — отметил Путин на совещании.

Конечно, о полностью проработанной модели посткризисного развития (тем более до 2030 года) говорить пока рано. Но ряд ее основных положений уже определены (и еще раз подчеркнем, что это сделано премьером прежде всего на основе замечаний Кудрина).

Во-первых, объявлена война инфляции. Прошло предложение Минфина не тратить дополнительные нефтяные поступления на нужды бюджета. Вновь, как это было до кризиса, горячие нефтедоллары начнут складировать в Резервном фонде. По словам Путина, к началу этого года в фонде вместо планируемых 250—300 млрд. рублей оказалось благодаря повышению нефтецен 775 млрд. К концу года при средней цене марки Urals $93 за баррель — 1,454 трлн. рублей. “Лучше эти деньги приберечь для целей борьбы с инфляцией. Эти деньги нам пригодятся, если внешнеэкономическая конъюнктура будет не в нашу пользу”, — признал законы мирового рынка премьер. Впрочем, поможет ли “сжигание” лишних денег обузданию инфляции — вопрос. Пока Минэкономразвития повысило официальный прогноз инфляции в 2011 году с 6—7% до 7—8%.

Во-вторых, сама Набиуллина четко и ясно обозначила вслед за Кудриным один из главных приоритетов экономической политики: “Я еще раз выступаю за то, чтобы дефицита бюджета не было”.

Впрочем, дискуссии по выбору модели на этом компромиссе в пользу Минфина наверняка не закончились. Выступая 22 февраля в Госдуме, Эльвира Набиуллина подчеркнула, что недостаточно говорить о дефиците бюджета, важно обсудить и его структуру, так как именно он и является инструментом развития. По ее оценке, только 10% федерального бюджета идет на развитие, остальное тупо потребляется. Поэтому при переходе бюджета в 2012 году на программный подход приоритеты придется поменять. Иначе застой.

Константин Смирнов