Мировые цены на нефть, после роста 21 февраля на 2-3%, на следующий день повысились еще на 3-9% на фоне событий в Ливии, входящей в ОПЕК. Однако эксперты отмечают, что новый скачок цен на сырье лишь подтверждает другие факторы их роста в последние месяцы – послекризисное восстановление спроса, а также избыток капиталов на финансовых рынках.

В Соединенных Штатах, где 21 февраля биржевые торги не проводились в связи с национальным праздником, цены на нефть с поставкой в апреле повысились 22 февраля на 9,6% к уровню закрытия предыдущих торгов, достигнув 98 долларов за баррель – это более чем двухлетний максимум. Позже они снизились до 96 долларов.

В Европе котировки нефти сорта Brent в ходе биржевых торгов в Лондоне выросли 21 февраля на 3%, превысив 105 долларов за баррель – впервые за период с сентября 2008 года. 22 февраля цены на лондонской бирже ICE повысились еще на 1,5%, превысив 107 долларов за баррель.

Ливия – восьмой по объемам добычи производитель нефти среди 12 стран ОПЕК и третий – в Африке, после Нигерии и Анголы. На ее долю приходится менее 2% общемирового производства нефти. Тем не менее, рост мировых цен на нее за два последних дня оказался весьма заметным. Рынок в целом напуган ситуацией в этом регионе, отмечает аналитик инвестиционной компании “АТОН” Вячеслав Буньков. Его участники опасаются, что волнения могут охватить страны региона Персидского залива, значение поставок из которых для мирового рынка намного выше, чем 1,5-2 миллионов баррелей в день, добываемых в Ливии.

На сегодняшний момент европейская нефть сорта Brent стоит на бирже в Лондоне почти на 10 долларов за баррель больше, чем американская сорта West Texas на Нью-Йоркской товарной бирже. Еще три года назад, в канун мирового финансового кризиса, этот разрыв был обратным, хотя и не столь значительным, как нынешний.

Тому есть несколько причин, поясняет аналитик инвестиционной компании “Арбат Капитал” Виталий Громадин. Во-первых, инфраструктурная – основные запасы торгуемой в Нью-Йорке нефти хранятся на терминале Cushing в штате Оклахома. Этот терминал не имеет трубопроводного выхода к побережью Мексиканского залива, через который нефть могли бы вывозить в другие страны. Соответственно, он переполнен, что и создает дополнительное давление на цены этого сорта нефти. Вторая причина, продолжает Громадин – переход крупных инвесторов с Нью-Йоркской товарной биржи на лондонскую ICE, где торгуется нефть Brent. “Это связано с ограничениями, введенными Комиссией по торговле товарными фьючерсами в США в последние годы, чтобы сократить спекуляции на американском нефтяном рынке и его чрезмерную волатильность”.

В 2010 году общемировой спрос на нефть, по данным Международного энергетического агентства, вырос на 3,3% к уровню 2009 года. В 2011 году, по последнему прогнозу того же агентства, рост спроса составит 1,7%, то есть почти вдвое меньше, чем в прошлом году. Но такие прогнозы отнюдь не означают общего его замедления, отмечает Вячеслав Буньков. В прошлом году проявился фактор “низкой базы” 2009 года, теперь же рынок вышел на докризисные показатели роста – 1-2% в год. “И это – один из главных факторов текущего роста цен на нефть, которая стоит теперь дороже 100 долларов за баррель”. Многие международные эксперты полагают, что, случись перебои с поставками на мировой рынок нефти из Ливии, эту нехватку без особого труда могли бы восполнить дополнительные поставки Саудовской Аравии – крупнейшего участника ОПЕК и единственной страны в мире, располагающей значительными свободными мощностями добычи, которые могут быть задействованы в короткие сроки.

Есть еще один фактор, определяющий сегодня динамику цен на нефть, говорит Виталий Громадин - значительные объемы свободного капитала на финансовых рынках. “Многие из инвесторов могут опасаться вкладывать эти средства, например, в валюту или облигации, учитывая нынешние проблемы экономик США или Европы, и потому предпочитают товарные рынки”.

Сергей Сенинский