Система школьного образования в любой стране имеет особенности. Прежде всего, они касаются вопроса: совместно или раздельно вести обучение разнополых детей? От ответа зависит подбор учителей. Соответствующим образом корректируется воспитательный процесс. Более четкой становится профессиональная и психологическая социальная ориентация.

В России длительное время обучение шло раздельно, а в 1919 году ввели совместное обучение. Продержалось оно до 1943 года, когда опять систему образования перевели на раздельное обучение. Но в 1954 году в СССР окончательно перешли на совместное обучение. Однако в ряде стран сохраняется раздельное. Такие школы есть в Швейцарии, Великобритании, Канаде, Америке, в Африке, в Австралии.

Как же построено в них обучение? Какие предметы обязательны? Чем занимаются школьники в свободное время? Обратимся к конкретным примерам, взятым из зарубежных газет.

Английская школа «Dulwich College» находится рядом с Лондоном. В этой школе обучаются мальчики. Она – лучшая в стране. В программе обучения – английский язык и несколько иностранных языков. Преподается также экономика. Особый упор делается на предмет «Бизнес». Есть и предметы, изучаемые во всех странах: математика, химия, география, история, биология, информатика… В случае, если имеется существенная склонность к какому-то предмету, можно дополнительно заниматься по программе высшей школы. Условия для этого есть – действуют факультативы. В свободное время можно посетить крытый бассейн, яхт-клуб, теннисный корт, театр, различные кружки.

Теперь поинтересуемся английской школой для девочек «Harrogate Ladie’s College». Она тоже в числе лучших в стране. И еще она в числе старейших: была основана в 1893 году. Наряду с теми же предметами, что и в «Dulwich College», девочки изучают предмет «Дизайн». Обязательны занятия в балетной студии. Обучают и гимнастике. Ведутся практические занятия по домоводству. Упор сделан на подготовку девочек к материнству.

Как видим, раздельное образование позволяет более эффективно готовить подрастающее поколение к вхождению во взрослую жизнь. А это очень важно, поскольку «взросление» у детей происходит по-разному. И если с этим не считаться (не видеть в мальчике будущего мужчину, а в девочке – будущую женщину), то общество получит инфантильных граждан, не способных решать проблемы. Именно это и наблюдается зачастую в России. Выпускники школ теряются при первых же серьезных жизненных проблемах.

Конечно, совместное и раздельное обучение имеет как плюсы, так и минусы. Сами педагоги говорят, что совместное обучение не позволяет полноценно решать многие вопросы. Например, психологически девочки опережают в своем развитии мальчиков-сверстников на два-три года. Именно этим объясняется то, что девочки выбирают для дружбы мальчиков не из числа одноклассников, а из числа тех, кто хотя бы на пару лет старше их. Разумеется, это обижает мальчиков, хотя их вины в ситуации никакой нет. В классе создаются «враждующие» группы, что сильно сказывается на дисциплине.

В раздельном обучении один из существенных минусов – «тепличные» условия для девочек с завышенной самооценкой. В классе просто некому «опустить их на землю». Но в целом большинство педагогов склоняются к тому, что раздельное обучение более приемлемо, чем совместное. Не случайно в США 122 государственные школы перевели на раздельный способ обучения. Процесс этот там продолжается.

В России тоже идут горячие споры о том, какая система обучения (совместная или раздельная) лучше с учетом современных требований? От слов перешли к экспериментам. В школе номер 34 города Каменска-Уральского (Свердловская область) в минувшем учебном году были первые классы только для мальчиков и только для девочек. Теперь это уже классы 2 «в» и 2 «д». Получены три важных показателя в сравнении с классами, где совмещенное обучение: хорошая дисциплина на уроках; более прочные знания и повышенное желание у детей обучаться. К таким же результатам пришли педагоги и в других регионах России, где тоже проводился эксперимент.

Тем не менее преждевременно говорить о том, что будет снова введено раздельное обучение. Демографический фактор с относительно низкой рождаемостью в проблему превратил наполняемость классов. Опять же, потребуется дополнительное количество педагогов. Будут определенные трудности и с помещениями.

И все же тема не закрывается из-за этого, вопрос анализируется в Министерстве образования России. Как вариант его решения, уже сейчас в ряде школ есть параллельные классы – отдельные для мальчиков и отдельные для девочек. В Москве таких школ десять. Опыт обобщается, защищены даже диссертации на тему гендерного (раздельного) обучения.

Автор: Оксана Смирнова