Независимо от того, в каком возрасте ребенок начал говорить, родителям очень важно вовремя убедиться, что его речевое развитие идет в нужном направлении, а если это не так, что возможные проблемы лучше решить в раннем возрасте.

Дети очень не похожи друг на друга не только внешностью и характером, но и особенностями своего развития. Одни уже в годовалом возрасте старательно повторяют за взрослыми слова и по сто раз в день пытаются назвать всё, что видят вокруг. Другие только после двух лет начинают пытаться произносить что-то более сложное, чем детский лепет. Как бы то ни было, речевое развитие ребенка начинается с того, что он копирует родителей, повторяет за ними слова, которые сначала складываются в смешные и нелепые комбинации, а потом становятся все более понятными и разборчивыми.

Независимо от того, в каком возрасте ребенок начал говорить, родителям очень важно вовремя убедиться, что его речевое развитие идет в нужном направлении, а если это не так, что возможные проблемы лучше решить в раннем возрасте.

Как помочь ребенку правильно говорить

Насколько правильно и хорошо будет развиваться детская речь, во многом зависит от родителей. Ни в коем случае не рекомендуется коверкать слова в общении с малышом и сюсюкать. Общаться с ребенком следует на нормальном, правильном, простом и понятном языке. Ведь дети очень быстро начинают копировать своих родителей, и совсем скоро речь ребенка будет полна тех слов и оборотов, которые мама и папа используют в повседневном общении с ним.

На речевое развитие ребенка большое влияние также оказывает психологическая обстановка в семье. Благоприятно сказывается спокойное, доброжелательное общение, отсутствие криков и скандалов, соблюдение режима дня. Эти условия позволят избежать риска развития заикания и неврозов.

Вполне нормально, когда ребенок в возрасте 2-5 лет продолжает немного картавить и произносить неправильно звуки. Родители могут ему помочь сделать речь более правильной с помощью различных речевых игр, чтения вслух книг, разучивания стихов и загадок, да и просто спокойного взаимного общения. Но при этом важно вовремя понять, являются ли недостатки в детской речи естественным этапом развития или онипроявление проблем, требующих вмешательства специалиста-логопеда.

Нормы речевого развития детей

Обычно родители довольно быстро начинают понимать речь своих маленьких детей, но посторонним людям это практически не удается. Причина в том, что ребенок часто пропускает либо заменяет в словах звуки, которые не может произнести, а иногда и вовсе меняет их местами. Это вполне нормально и естественно, но иногда может служить признаком начинающихся проблем.

Малыши поначалу не могут произнести «р» и заменяют его на «л». Сложно им также освоить и шипящие «ж», «ч», «ш», «щ». Поводом для обращения к логопеду должна послужить активная замена ребенком «ш» на «с», «р» на «л» и т. д. А вот пропуск сложных для произношения согласных в словах, когда ребенок учится говорить, – это норма речевого развития.

Особое беспокойство родителей должна вызвать ситуация, когда ребенок не только заменяет одни согласные на другие, но еще и пропускает в словах гласные звуки, делает большие паузы между слогами, говорит слишком медленно или, наоборот, быстро.

Когда пора бить тревогу

Задумываться о том, есть ли необходимость обращаться к логопеду, необходимо после двух лет. Родители могут самостоятельно провести некоторые простые тесты, которые помогут им принять правильное решение.

Чтобы выяснить, насколько хорошо ребенок знает названия окружающих его предметов, надо произносить их названия и просить ребенка принести вещь, не используя при этом указующие жесты или взгляды. Двухлетний ребенок в норме уже знает названия практически всех предметов, которые он видит и использует в повседневной жизни.

Понимание прилагательных можно оценить, выложив перед ребенком ряд предметов различных цветов и размеров. Сначала взрослый показывает их ребенку и называет свойства, например, «Это большой квадрат, а это маленький квадрат. Это красный круг, а это синий круг» и т. д. А затем взрослый просит показать предметы с соответствующими свойствами, например, «Покажи большой квадрат. Покажи синий круг».

Чтобы выяснить понимание глаголов используются картинки с соответствующими изображениями – бегущими, идущими, стоящими, сидящими, лежащими людьми и животными. Взрослый сначала рассказывает ребенку, что изображено на картинках, а потом просит показать, например, «Покажи, где стоит мальчик? Где бежит девочка?» и т.д.

Такие несложные тесты позволят выяснить уровень понимания ребенком речи, которое является основой для нормального речевого развития. Если родители видят, что есть определенные недостатки в произношении и понимании ребенком слов, то к специалисту лучше обратиться в раннем возрасте. Своевременно не исправленные нарушения речи могут закрепиться и остаться с человеком на всю жизнь. Во взрослом возрасте логопедическая коррекция требует более серьезных усилий и не всегда приводит к желаемому результату.

Неправильная речь, нечеткое произношение звуков, другие речевые нарушения впоследствии будут мешать обучению и развитию. Поэтому родителям стоит приложить определенные усилия, чтобы обеспечить своевременное и правильное развитие речи у своего малыша, вовремя откорректировать отклонения. От этого во многом будет зависеть вся его дальнейшая жизнь.

Автор статьи: Людмила Лисаева