С поступлением ребенка в первый класс возрастает значение семейного воспитания: любящие старшие призваны помочь малышу успешно войти в новую обстановку. Совсем недавно он радостно восклицал: "Я пойду в школу!". "Ты уже школьник!" - сдерживая гордость, говорили вы.

Но прошли первые дни, наполненные суматохой новизны и узнавания, и для всех наступили трудовые будни. От того, как вы подготовили сына или дочь к школе, от вашей сегодняшней настойчивости, понимания серьезности проблем и задач, стоящих перед первоклассником, зависят его успехи, а значит, важное для каждого человека ощущение удовлетворения от прожитого дня. Вашего и его.

Первое время малыш с энтузиазмом ходил в школу, с удовольствием принимался за задания, хвастался друзьями и гордился похвалой учителя. Но идиллия продолжалась недолго: когда появились домашние задания и оценки, вашего ученика будто подменили. Школьные трудности неизбежны - к этому вы были морально готовы, однако представить себе, что жизнь так осложнится - невозможно! Не только вы - многие родители первоклассников "вдруг обнаруживают", что учеба в школе - серьезный труд, требующий интеллектуального, эмоционального и физического напряжения ребенка и окружающих его взрослых.

Ситуацию "обнаружения" можно считать нормальной при условии, что школьные трудности возникают эпизодически, легко преодолимы и не вызывают слез и постоянных огорчений малыша. Хуже, если почти ежедневно от всего, что связано со школой, ребенок страдает, а вы при мысли о его учебе испытываете сожаление и разочарование.

Работайте над ошибками

Если вас одолели проблемы, которые, по вашему мнению, создает маленький ученик, пора исправлять ошибки. Сейчас важно понять, что не все в учебе зависит только от первоклассника. Если вы ожидали, что ребенок будет приносить домой только "пятерки", если причина ваших тревог - оценки как таковые, то в его отношении к школе на первое место выйдут страх и ощущение непосильной ответственности за ваши не оправдавшиеся надежды.

Ожидание от ребенка высоких достижений и активная демонстрация недовольства взрослых тем, что он не со всем справляется, пагубны для психики ребенка. В школе такой ученик буквально вымаливает хорошие оценки (под насмешки одноклассников), часто плачет, понимая, что после "тройки" по чтению дома ему достанется, а после "пары" по математике мама будет плакать, а ему неделю не позволят гулять. Идти в школу за грядущим наказанием не хочется.

Иногда родители - из добрых побуждений, опасаясь за здоровье ребенка, просят учителя освободить его от физкультуры, посадить дальше от двери, ближе к доске и пр. Это сразу ставит ребенка в положение "хиляка", "слабака", что отрицательно сказывается на установлении контактов с одноклассниками. Когда у малыша плохие отношения с другими детьми, даже если он хорошо учится, идти в школу ему все равно не хочется.

Перечень ошибок взрослых можно продолжать. Вероятно, вы уже поняли, что ожидаемый результат вашей работы над ошибками - восстановление у ребенка положительного отношения к школе, учебе, одноклассникам и учителю. А способы разрешения ситуации надо искать, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей.

Нелегкое дело

Все мы "родом из детства", но с течением времени забываем, какие трудности испытывали, чего боялись, над чем ломали голову и почему плакали в семь лет. Причин для переживаний у вашего ребенка, как и у вас в свое время, предостаточно. Вам следует обратить серьезное внимание на то, что характерно для данного возраста, в чем его неповторимость, каковы физиологические и психологические особенности.

Что происходит с первоклассником, если кратко очертить особенности его нового положения? На протяжении небольшого отрезка времени у ребенка должна сложиться новая для него сфера деятельности - учебная. Факт, что он становится "человеком учащимся", накладывает новый отпечаток на его психологический облик, поведение, распорядок жизни.

Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний - существенно меняются характер его мышления, речь, восприятие, внимание и память. Поведение приобретает черты намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам и нормам. Новое для ребенка положение в обществе - роль человека, который занят важной и оцениваемой деятельностью, - влечет за собой перемены в отношениях с детьми и взрослыми. Общество сверстников в классе дает ему нелегкую, но необходимую практику коллективных действий. Ребенок по-иному оценивает себя и других. Формируется его мировоззрение, складывается круг социальных и моральных представлений и понятий.

Обогащается мир его чувств и переживаний, разнообразнее становятся увлечения. Невероятно, но всю эту "программу" ребенок постигает в первый школьный год. Пугаться не стоит: энергия детства поистине неисчерпаема - надо лишь направлять ее.

От взрослых требуется

Ребенок ждет уважения к новым обязанностям. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьезное отношение к достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его новой деятельности.

Поддерживайте начинающего в желании добиться успеха. Обязательно найдите, за что похвалить, - эмоциональная поддержка заметно повышает интеллектуальные достижения маленького человека. Малышу нужна разумная требовательность, но ему по-прежнему необходимы внимание, беззаветная любовь и ласка. Ему хочется, чтобы папа и мама находили время не только на то, чтобы спросить, как дела с учебой, но и интересовались его общественными поручениями, его дружбой или размолвками с приятелями; могли отправиться с ним в кино или на прогулку.

Школа существенно меняет жизнь ребенка, но не лишает его непосредственности, желания веселиться, играть. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для совместных с вами игровых занятий и задушевных бесед.

С поступлением в школу в жизни ребенка появился человек, возможно, более авторитетный, чем родители. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге, обращайтесь к учителю за помощью. Идеальный вариант - найти единую линию воспитания, учитывающую требования школы и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Автор: Мария Демина

При подготовке к выпуску использованы материалы статьи Т. Порецких "Ученик и родители: море проблем", журнал "Мой кроха и Я", N8, 2005.