Школьник постоянно затевает в школе драки. Чуть что не по нему – кричит. Что с ним делать, когда его несёт и он ничего не слышит?

Отвечает кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики МГУ имени М.В. Ломоносова Надежда Зырянова:

– Обращаться с ребёнком в момент вспышки агрессии надо так.

Направьте агрессию в приемлемое русло. Ребёнок злится, бросается на всех с кулаками? Пусть уж лучше кричит что-то гневное, чем дерётся, словесная агрессия менее опасна для окружающих. А ещё лучше, если в этот момент он только топает ногами, бегает туда-сюда, рвёт бумагу, мутузит подушку, но никого не обижает ни грубым словом, ни рукоприкладством.

Повесьте в его комнате боксёрскую грушу: почувствует, что злится, пусть колотит её.

После разрядки устройте релаксацию. Займитесь чем-то спокойным, умиротворяющим, например устройтесь в обнимку на диване и почитайте интересную книжку.

Никогда не применяйте физических наказаний. Физическое наказание только повышает общий уровень агрессивности, а не снижает его. Снижает накал страстей спокойное, тёплое обращение. Агрессивные дети нуждаются в постоянной уверенности, что их любят, ценят, что ими дорожат.

Маленьким детям на каждое ваше «нельзя» надо сразу предложить, что же тогда можно. Такое переключение предупредит вспышку ярости, вызванную запретом делать что-либо с точки зрения взрослого недопустимое. Например, стрелять в потолок из водяного пистолета нельзя, но можно обрызгать из него кафельную стену в ванной. Детям постарше надо спокойно и уважительно объяснить, почему вы не разрешаете им это делать.