Дети великие учителя, это уж точно. По крайней мере в моей жизни всему самому важному меня научили мои дети. У каждого есть такие черточки характера и модели поведения, которые вынуждают меня прокачивать именно те добродетели, которыми я не могу похвастаться. Дочка учит меня терпению, смирению и сдержанности. А сын – не судить со своей колокольни, не мерять всех по себе и не «причинять добро» налево и направо. Сейчас объясню…

Девять месяцев назад мы с семьей переехали жить в Германию. Из небольшого провинциального российского городка – в столицу. Наша жизнь встала с ног на голову. Другой язык, другая школа и сама система образования, другой режим дня… другое ВСЕ!

Конечно, я прислушивалась и присматривалась к сыну (9 лет), стараясь не пропустить первые признаки тоски, депрессии, разочарования. Но сын был здоров, весел и очень воодушевлен переездом. Хорошо спал, отлично кушал, много читал, с удовольствием ходил в школу и составлял на каждые выходные культурную программу для всей семьи с прогулками по паркам и музеям.

Все было хорошо, кроме одного. У него в Берлине не было ни одного друга. Для меня отсутствие друзей – это страшно, на самом деле страшно. Я гипер-общительный человек, люблю людей, люблю общение и новые знакомства, интересные истории, характеры. Для психологического здоровья и равновесия мне необходимо общаться с людьми, рассказывать и выслушивать. Умом я понимаю, что «все мы разные, каждому нужно свое»… но сердцем – нет! И в Берлине я активно принялась искать друзей своему сыну, хотя запроса на это, как вы понимаете, от него не поступало.

Я подыскала ему творческую двуязычную студию, где у него была возможность общаться с ребятами и на русском, и на немецком. Собрала коллекцию настольных игр и регулярно приглашала подруг с детьми-ровесниками к нам домой на турниры настольных игр. Макс знакомился с детьми, общался, играл. Но дальше знакомство не развивалось. В его телефоне по-прежнему было 2 контакта (мама и папа), и по-прежнему не было компании для совместных прогулок.

Я уже стала думать, с какой стороны мне зайти еще, чтобы обеспечить своего ребенка жизненно-необходимым (друзьями), пока не разговорилась на эту тему со знакомым психологом. Ее слова подействовали на меня, как холодный душ.

- Лена, а что – Максим страдает без друзей?

- ...ээ… вроде бы нет.

- Он жаловался на отсутствие друзей? Переживал из-за этого?

- Нет и нет.

- Тогда почему ты вообще решила, что ему нужны друзья?

Этот вопрос заставил меня задуматься. Крепко.

Мнение:

«Мне с детства внушали родители, что без друзей нельзя никак. Обязательно нужно завести друзей – в школе, во дворе, в пионерском лагере. Если ты ни с кем не дружишь – значит ты какая-то «не такая», «неправильная». И никто почему-то не интересовался, нужны ли мне друзья. Больше всего в детстве я ненавидела фразу: «Иди погуляй во дворе с подружками!» Я ненавидела гулять, и подружек у меня не было. Я себя чувствовала счастливой, когда оставалась одна дома и читала, читала, читала. Но моя мама была уверенна, что мне нужны друзья.

Со своими детьми я не повторяю этой ошибки. Ни к чему не принуждаю, не подталкиваю, не давлю. Детские площадки и шумные детские сборища не любим ни я, ни мой сын. К счастью, мы с ним тут на одной волне. Человек может вполне счастливо и гармонично прожить всю жизнь без друзей. Я не понимаю, почему априори считается, что у каждого обязательно должен быть друг. Кому – должен? Мой самый близкий друг сейчас это мой муж. Ему я могу рассказать обо всем на свете».

Но если все-таки вашему ребенку нужны друзья, но их нет? Если он сам признается в том, что без друзей ему плохо?

Как можно ему помочь?

Подскажите ребенку некий алгоритм знакомства. Подойти на детской площадке к тому, кто тебе нравится и с кем хочется поиграть – представиться, четко и ясно назвать свое имя, спросить, как зовут мальчика или девочку, и предложить поиграть вместе.

Если ваш ребенок перешел в новую школу или поменял детский сад и еще не успел обзавестись там приятелями, попробуйте давать ему с собой интересные игры и игрушки, в которые можно поиграть в компании – лото, конструктор, Лего, детские журналы с ребусами и кроссвордами, небольшие настольные игры, в которые можно успеть сыграть вместе на перемене. Это отличный способ познакомиться и узнать друг друга лучше!

Если не боитесь большого количества детей у себя дома – закатите тематическую детскую вечеринку и пригласите на нее весь класс. Турнир настольных игр, «Что? Где? Когда?», сеанс фокусов или опытов в домашних условиях, лепка и последующее поедание домашних пельменей, мастер-класс по оригами. Детям такие праздники очень нравятся!

Ищите знакомства по интересам. Ребенок любит Лего? – кружок легоконструирования. Футбол? – футбольная секция. Настольные игры? – турниры настольных игр. К счастью, сейчас можно найти круг общения практически по любым интересам – студии, кружки, группы в соцсетях, форумы. Пообщайтесь с мамами одноклассников или одногруппников в детском саду. Возможно, в классе есть еще кто-то, кто страдает без друзей, но стесняется и не решается сделать первый шаг.

Чего не стоит делать:

Не стыдите и не ругайте ребенка за то, что у него нет друзей. Слушайте и вникайте в проблемы и жалобы своего ребенка, даже если они вам кажутся смешными и не важными. Не рассказывайте другим детям о том, что считаете своего ребенка застенчивым или пугливым, не способным ни с кем подружиться. Очень скоро ваш ребенок услышит это в классе от сверстников. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите своего ребенка! За каждое достижение, за каждый мини-успех на этом сложном для него пути. Это придаст уверенности. Если вы переживаете из-за отсутствие друзей у вашего ребенка – переживайте это незаметно для него.

Алла Троост, психолог:

«Это пережитки советского общества, что надо обязательно иметь друзей. И тому были причины. Главным в стране был коллектив. Не семья, а именно коллектив: в садике, в школе, в пионерском лагере, в ВУЗе, на работе и т.д. В моем советском детстве я всех называла подружками, с кем много и с удовольствием общалась. Сейчас так не думаю и так всех подряд не называю.

Обратите внимание, что европейцы говорят о социализации детей, а не о дружбе. Ребенок должен уметь общаться, должен знать, как вести себя в обществе и уметь выстраивать отношения с другими людьми. Дружба – дело добровольное. Дружба держится на симпатии, искренности и общих интересах. С другом хочется много общаться и проводить вместе время. Другу доверяешь и его поддерживаешь. И дружба всегда взаимна.

Получается, что много друзей не может быть. Зато вокруг могут быть приятели, одноклассники, товарищи по спорту, соседи и т.д. Все те, с кем мы общаемся каждый день и с кем у нас есть коммуникация, но она не построена, в-первую очередь, на взаимной симпатии или любви. А ещё нельзя забывать про личностные характеристики людей. Может, ребенок интроверт и ему комфортно и интересно с собой и с семьей. Ему больше интересен его внутренний, а не внешний мир. А ему говорят, что так неправильно, что надо обязательно иметь именно друзей.

Посмотрите на совсем маленьких детей на площадке. Кто-то сидит и играет рядом с родителем и ни на шаг не отходит от него. Кто-то бежит сразу на горку или играет сам один со своими игрушками, и ему этого достаточно. Другой ребенок ищет компанию и бежит к другим, ему надо с кем-то играть и общаться. Причем, из всех на площадке он выбирает кого-то определенного, а не всех подряд. Не могут все подряд быть интересны и симпатичны каждому. Это очень показательная картинка того, какие разные все люди и их потребности.

Что мама может сделать для своего ребенка? Своим примером показывать и объяснять, как общаться с чужими и близкими людьми. Объяснить, в чем разница между дружбой и приятельскими отношениями. Поверьте, когда ребенок найдет своего близкого по духу человека, он будет дружить. А если нет, то это не трагедия. Можно быть счастливым и самодостаточным и без друзей».