Как научить детей ценить и поддерживать чистоту, не отравив им при этом жизнь?

Наш эксперт — психолог Софья Шноль.

Беспорядок — признак жизни

Любая жизнь всегда оставляет следы, и это нормально. Там, где люди едят, — падают крошки, там, где моются, — летят брызги. В сырую погоду уличная одежда и обувь могут пачкаться, особенно если это одежда и обувь мальчика, вернувшегося домой после игр во дворе. Если считать появление каждой пылинки злом, жизнь станет слишком напряжённой. При таком взгляде на беспорядок в семье немедленно произойдёт разделение на создающих его «плохишей» и вечно убирающего за ними «кибальчиша», который только оказывается не героем, а несчастной жертвой. Некоторые мамы хорошо освоились с этими ролями. Их страдание усиливается тем, что после уборки каждая соринка, каждая капелька пролитого чая становится заметнее (а появляются они уже в первые секунды после наведения лоска).

Есть единственный способ избежать этой незавидной участи — отказаться от веры в долговременный порядок. Законсервировать его невозможно просто потому, что жизнь продолжается. Да и разделение ролей в семье на плохих и несчастных вряд ли способствует добрым отношениям.

Играючи

Беспорядок намного меньше огорчает, когда уборкой занимается не один-единственный человек в доме. Но, даже если львиная доля этой работы лежит на маминых плечах, важно, чтобы мама сознавала, что делает её в первую очередь для себя самой, следуя собственному стремлению к комфорту. При таком восприятии уборка сразу перестаёт быть каторгой, а женщина — бедной золушкой. Тогда получится и детям передать положительное отношение к наведению порядка. Дети куда охотнее возьмутся участвовать в уборке, когда она выглядит как интересная игра с обязательным выигрышем в конце, а не как унылая обязаловка из серии «так надо». Самое главное, чтобы все понимали: чистота и порядок ценны не сами по себе, но мы наводим их для того, чтобы сделать свою жизнь удобнее и приятнее.

Поддержка взрослого

Уборку в детской нужно делать вместе с детьми. Полностью нести ответственность за порядок в собственной комнате ребёнок ещё не готов (по крайней мере до старшего подросткового возраста), а хозяйничать в его пространстве неуважительно по отношению к его личным границам. Конечно, маме проще всё сделать самой, чем вовлекать детей в общую работу, но затраченные усилия обязательно окупятся. С поддержкой взрослого ребёнок довольно много способен сделать сам.

1. Вдохновляем. Стыдить ребёнка за неряшливость — малоэффективный стимул к уборке. Ребёнок не неряха, он просто живёт в этой комнате, и как следствие этого в комнате возникает беспорядок. Мотивом для уборки может стать, например, планируемый приход значимых для ребёнка гостей или поиск потерявшейся в беспорядке любимой игрушки. Некоторых детей мотивирует высказанное мамой опасение случайно выкинуть что-нибудь нужное, если она станет убирать одна.

2. Ставим чёткие и конкретные задачи. Не абстрактное «убери на столе», а «собери разбросанные по столу карандаши в коробку». Не «приведи школьные вещи в порядок», а «тетради раздели на нужные и ненужные»... Учитывайте возраст ребёнка, будьте готовы к тому, что его трудового «заряда» хватит ненадолго.

3. Определяем место для вещей. Обсуждайте с ребёнком, куда положить те или иные предметы, где их место. Если возникают сомнения в нужности какой-то вещи, спросите, как с ней поступить — выбросить или оставить. Если оставить, ей необходимо найти постоянное место. Для «неприкаянных» вещей можно выделить отдель­ный ящик.

4. Обращаем внимание на результат. Важно, чтобы ребёнок получил радость от полученного результата — например, от внезапной приятной находки. Обязательно порадуйтесь вместе с ним. После уборки обратите внимание ребёнка на то, как у него стало чисто, просторно и красиво. Для усиления эффекта можно поставить в вазу цветы или добавить какой-нибудь привлекательный штрих к обстановке. Наградой для всех за хорошую работу может послужить семейный поход в кафе или в кино.

Учимся не сорить

При том, что чистота для жизни не должна превращаться в жизнь для чистоты, во многом верна и поговорка: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». Какой бы естественной частью жизни ни был беспорядок, можно замедлить его появление, соблюдая элементарную аккуратность. Не так уж сложно поднять с пола упавший фантик, убрать за собой посуду со стола, быть внимательным при пользовании туалетом и так далее. Можно договориться, например, не входить в грязной обуви в комнаты или не есть в постели. Но учтите, что дети будут соблюдать принятые правила, только если они будут общими для всех членов семьи без исключения.

Автор: Юлия Эйделькинд