Родители часто чувствуют бессилие, пытаясь правильно воспитывать ребёнка. Когда уместны уговоры, а когда - категоричный приказ или наказание?

Рассуждает Пётр Дмитриевский, семейный психолог.

Неблагодарные?

Пётр Дмитриевский: Понятие «плохое поведение» придумали взрослые. Если ребёнок ведёт себя во­преки общепринятым нормам, подвергает опасности самого себя или окружающих, просто причиняет практические неудобства (избиение сверстника, крики при одевании, разбрасывание вещей), родитель злится, потому что ему придётся разбираться с последствиями. Он что-то не успеет, ему стыдно перед другими или он боится, что с ребёнком что-то случится. Задача - постепенно обучить ребёнка социальным нормам и безопасному поведению. Но иногда ребёнок всё прекрасно понимает, но экспериментирует, проверяет границы этого мира: насколько он устойчив. Ещё причина: физическое и психологическое истощение, когда ребёнка просто «несёт» от усталости или болезни.

Юлия Борта, «АиФ»: Сегодняшние дети растут в иных социальных условиях, чем их родители. Ребёнок стал главной ценностью в семье, в него вкладывают все силы, деньги. И хотят, чтобы он отвечал взаимностью...

- Да, надежда на благодарность - очень частая ошибка родителя. Умение сопереживать другому, понимать его чувства развивается годам к двадцати. По большому счёту, только заботясь о собственных детях, человек может прочувствовать переживания своих родителей и в полной мере воздать им благодарность. Так же как и мы, приняв от родителей дар жизни, не имеем возможности в полной мере «компенсировать» им их труды, а можем лишь перенаправить этот поток любви дальше, следующим поколениям.

Мамин Авторитет

- Почему ребёнку надо по сто раз повторять, чтобы убрал вещи в шкаф, тарелки - со стола и т. д.?

- Домашние правила, как и любые другие, никогда не работают, если органы власти (родители) не вводят санкций за их нарушение. Санкции должны быть не унизительными, но достаточно неприятными, чтобы размышления о них мотивировали ребёнка на домашние дела или учёбу. Правило должно звучать максимально конкретно. «Вася должен хорошо себя вести и прилично учиться» - пример плохой формулировки. Хорошие включают предельно понятные описания количества, места, времени, например: «Вася получает в неделю не более четырёх троек». То же касается и формулировки санкций: не просто «остаётся без компьютера», а «лишается компьютера на текущие сутки до 23.59».

Чем младше ребёнок, тем менее строгие санкции будут эффективны. Если 2-летний малыш ударил сверстника на площадке, достаточно «наказать», отведя его в сторону и лишив игр в песочнице на «целых» пять минут. Отслеживание нарушений и соблюдение санкций требуют от родителей немалых усилий. Но это менее изнурительно для нервной системы членов семьи, чем бесконечные скандалы и истерики.

- А кто будет успешнее в жизни - послушные дети или бунтари?

- Если послушание основано только на страхе, если ребёнка наказывают за малейшую оплошность, то он может вырасти безынициативным человеком, главная подсознательная задача которого - не высовываться, не быть заметным, чтобы не испытать боли. Если дети слушаются не столько из-за страха, сколько из признания большей ответственности и опыта родителя, по­слушность не мешает предприимчивости. Такое воспитание называют не «авторитарным», а «авторитетным». «Авторитетные» родители устанавливают правила с учётом по­требностей и интересов ребёнка, заранее разъясняют их, а по мере взросления ребёнка всё больше правил родитель готов не просто оглашать, но и обсуждать. Такие родители всегда готовы прийти на помощь, культивируя тем не менее самостоятельность и ответственность.

4 способа добиться послушания

1. Объяснения и договорённости

С подростками всегда лучше договариваться (сколько пользоваться компьютером, когда возвращаться домой), обсуждать и вводить ясные правила и санкции за их нарушение. Санкции не работают, если: несоразмерны поступку (нечувствительны для ребёнка либо чрезмерны), непонятны, отменяются самими родителями под влиянием манипуляций ребёнка.

2. Авторитарный приказ

Чем меньше ребёнок, тем он уместнее: глупо и опасно договариваться с младенцем, чтобы он не совал пальцы в розетку. Подходит также для экстренной ситуации (переход улицы, безотлагательная медицинская процедура). Важно объяснить, по какой причине вы проявили жёсткость.

3. Обещание подарка

Если он совершил что-то выдающееся (впервые за год получил пятёрку по контрольной, не бросил тренировки и получил медаль на соревнованиях), справедливо это как-то отметить. Желательно не деньгами. Главное - не скатиться в торговлю и выдерживать соразмерность поступка награде.

4. Физические наказания

Плохи тем, что учат ребёнка «праву сильного». Если подзатыльники раздаются регулярно, ребёнок не учится договариваться с людьми, понимать причины своего поведения, а учится бояться, обманывать и прятаться.

Автор: Юлия Борта