Дети и телевизор – в теории эта тема вызывает массу споров, но на практике, увы, чаще всего решается одним и тем же образом. Дети смотрят телевизор бесконтрольно и почти в неограниченных количествах – это становится понятно по их разговорам и играм. В детском саду дошколята подражают героям мультфильмов, а школьники обсуждают взрослые фильмы и телепередачи, которые им еще явно рано смотреть. Безобиден ли легкий способ занять досуг, нажав на кнопку пульта? Приносят ли реальную пользу «обучающие» передачи? И почему дети, которых слишком часто оставляли у телеэкранов в детстве, вырастают во взрослых, неприспособленных к жизни?

«Аргументы» против

Признаемся сразу, таких аргументов больше. Гиподинамия, перегруженность психики, отсутствие активного досуга, в котором была бы задействована вся семья – таковы обычные последствия злоупотребления телевидением.

Начнем с того, что детям до 2-2,5 лет просмотр телевизора вообще противопоказан. Здесь специалисты единодушны. В этом возрасте психика ребенка еще только формируется. Самые простые занятия: смотреть вокруг, щупать предметы, пробовать ходить и говорить – являются определяющими для его развития. Любой стимул вроде яркой игрушки, солнца за окном или пробегающей мимо кошки вызывает у малыша бурю эмоций. Он радуется, смеется, пугается… Телевизор задействует сразу несколько каналов восприятия ребенка: цветная картинка воздействует на зрение, музыка и речь – на слух, к тому же на экране происходит постоянное движение.

Психика ребенка до двух лет просто не готова к таким нагрузкам. Просмотр телевидения в раннем возрасте приводит к перевозбуждению, плаксивости и даже проблемам со сном у детей. Известный фоторграф однажды сделал подборку фотографий маленьких детей, смотрящих телевизор. Малыши, словно опутанные чарами, застывали перед экраном в неестественных позах и готовы были сидеть так часами. Стоит ли говорить, что такое времяпрепровождение приносит вред и эмоциональному состоянию ребенка, и его здоровью – особенно зрению и осанке.

Но и в более позднем возрасте просмотр ТВ, увы, может принести много вреда. Первый и самый очевидный из них – гиподинамия. Поскольку телевизор дает иллюзию наблюдения за целым вихрем событий, когда одно изображение сменяется другим, у ребенка уже нет потребности в движении и поиске интересных впечатление за пределами комнаты. Зачем, если все и так покажут? Пустыни, горы, жизнь животных, приключения сказочных персонажей – все перед тобой в одной небольшой коробочке. Это закономерным образом ведет и к сужению интересов ребенка.

Если до широкого распространения телевидения настоящим приключениям было купаться с друзьями на речке, играть в пиратов и искать зарытый клад – то теперь гораздо проще наблюдать за похождениями выдуманных героев, сидя дома. Сказки тоже можно не читать – по телевизору показывают увлекательные экранизации. Подросткам общение со сверстниками замещают ведущие развлекательных телепередач и персонажи сериалов.

Таким же образом они отвлекаются от проблем, которых в жизни тинейджера немало: завоевание авторитета в компании сверстников, трудности учебы и взаимоотношений со взрослыми, необходимость выбирать профессию. Но зрелому человеку должно быть понятно, что за этим стоит иллюзия – иллюзия общения, иллюзия приключений, иллюзия разрешения проблем. Поэтому родителям важно с самого начала «дозировать» своему чаду просмотр телевизора, заполняя досуг ребенка настоящими играми и реальным общением.

Некоторые мамы делятся секретом – чтобы отвлечь ребенка 3-5 лет от телевизора, к которому тот пристрастился, они держат возле аппарата что-то, отвлекающее детское внимание. Это может быть любимая игрушка, набор для детского творчества, небольшой мячик. Дети в этом возрасте легко переключаются с одного стимула на другой. Возможно, увидев набор для рисования или аппликаций, ваше чадо не захочет в десятый раз включать любимый мультик.

Подросткам поможет спорт, походы, любая активность, которая кажется им интересной и достойной внимания. Возможно, ваш ребенок мечтал заниматься скалолазанием или карате. Пусть вы не считаете это самым безопасным досугом, но кажущаяся безопасность сидения перед телевизионным экраном навредит ему куда больше.

Аргументы «за»

Есть и сторонники «телевизионного» развития ребенка. «У моей дочки благодаря телевидению расширяется словарный запас, - рассказывает Елена. – Недавно я услышала от нее фразу «Он не соблюдает правила этикета». Мы с мужем долго смеялись, потому что девочке пять лет. Без просмотра передач она не узнала бы этих слов».

Действительно, психологи подтверждают: телевидение может развивать словарный запас и расширять познания ребенка о мире. Однако передачи обязательно должны соответствовать возрасту (семилетнему школьнику рассказы о «Телепузиках» будут бесполезны, а то и вредны). К тому же, ребенок должен быть старше двух лет. До этого возраста у ребенка нет ресурсов, чтобы адекватно воспринимать какие-либо обучающие программы.

Специалисты признают также, что телевизор может выручить мам и пап, которые слабо владеют навыками обучения детей, или по стечению обстоятельств (нехватка времени, трудности, аврал на работе) в какой-то период не могут полноценно заниматься ребенком. В таких случаях можно разрешить чаду посмотреть мультфильм вместо сказки на ночь или развивающей игры с родителями. Но, разумеется, эта практика не должна быть частой.

А вот чего нельзя делать ни в коем случае:

- кормить малышей под телевизор. Многие мамы умиляются, как хорошо их маленький привереда обедает под мелькание цветных картинок на экране: не вертится, не капризничает, ест все до последней крошки. Действительно, завороженные движущейся картинкой, дети безропотно проглатывают любую еду. Но такая привычка приводит к расстройствам пищевого поведения в более взрослом возрасте, и часто – к ожирению.

Во-первых, малыш привыкает получать два удовольствия сразу: еду и новые впечатления. В будущем вы рискуете получить подростка, который заглатывает пиццу под сериалы или боевики, портя желудок и фигуру. Во-вторых, из-за сильных эмоций, которые вызывает у детей просмотр телевидения, ребенок перестает чувствовать сигналы голода и насыщения. В будущем именно это приводит к расстройствам пищевого поведения – анорексии и булимии. Человек просто не знает, когда он голоден, а когда уже наелся, и обычно ест больше, чем требуется (или, напротив, ничего не ест).

- заменять телевизором общение с семьей, родными. Коммуникация с ведущими передач и героями мультфильмов – кажущаяся. В результате у ребенка появляется эмоциональный голод, который в подростковом возрасте превратит в его в неуправляемого тинейджера и может стать причиной серьезных психологических проблем. Телевизор не может заменить родных людей.

- включать «тематические» передачи вместо того, чтобы поговорить с ребенком о самых важных явлениях в жизни: любви, сексе, смерти, разводе родителей. Хороший фильм или книга могут послужить дополнением, но ни в коем случае не заменой искреннего разговора с близкими на эти животрепещущие темы. И в любом случае разговор должен предшествовать чтению или просмотру телепередачи о той или иной проблеме.

- допускать, чтобы маленькие дети смотрели «ужастики», фильмы, содержащие сексуальные сцены или картины насилия. Все эти сюжеты – не для маленьких зрителей. Они перегружают психику, приводят к ранней сексуализации и повышению агрессии у детей. К тому же, ребятишки до 7-10 лет не различают экранную и обычную реальность. Увидев, как в восточном боевике «хороший парень» избивает «плохих парней», маленький герой может решить, что это вполне приемлемый способ поведения в жизни. Совсем маленьким детям (до 4-6 лет) нужно объяснять, что обычные люди не могут лазать по отвесным стенам, как Человек-Паук, или летать, как Супермен.

Автор: Анна Заславская