Следует помнить, что развитие мозга происходит в меньшей степени за счет насыщения его однотипной информацией интеллектуального характера, а в большей - за счет формирования как можно большего числа навыков и умений, причем в первую очередь, - из областей эмоциональных и социальных.

Форма занятий

Ведущий способ деятельности дошкольника – игра. Следовательно, все занятия должны быть организованы именно таким образом. Что это значит и как это реализовать на практике?

Допустим, вы намерены изучать геометрические фигуры. Вместо того, чтобы взять книжку и требовать от ребенка, чтобы он чинно сидел и запоминал все, что вы ему показываете, предложите малышу поискать в квартире квадратные, круглые, овальные предметы. Вырежьте из бумаги маленькие «эталоны», которые будете прикладывать к найденному образцу «для экспертизы».

Потом эти занятия можно перенести на улицу. И окажется, что колеса – круглые, фары - овальные, ступеньки и двери - прямоугольные…

Аналогичный подход хорош для изучения цветов и цифр. Последние можно изучать по таблице на стене, а можно по номерам машин, автобусов, домов. Вместо того, чтобы считать палочки из школьного счетного материала, посчитайте, сколько конфет или картофелин вы сегодня купили в магазине (и сколько осталось после обеда? - вот вам и вычитание!)… Из скольких ступенек состоит лестница в вашем подъезде? Сколько раз придется шагнуть, если перепрыгивать через две ступеньки - неужели в два раза меньше?!

Как поделить яблоко между мамой, бабушкой, братом и сестрой? А если вы дома одни - между куклой, мишкой и паровозиком…

Больше узнать об окружающем мире, познакомиться с азами ботаники, истории, географии вам помогут лото, пазлы, раскраски.

К тому же – еще один очень важный факт – человеческий мозг устроен таким образом, что информация, которую в него вдалбливали «специально», запоминается гораздо хуже, нежели то, что было положено «походя», как бы между прочим, но смогло вызвать интерес!

Чему учить, чему - подождать?

К сожалению, для многих мам раннее развитие сводится к тому, чтобы зазубрить буквы и цифры, безошибочно узнавая первые на картинке и безостановочно шпаря «раз, два, три…» Все малыши осваивают эти умения быстро, и радостно выдают их на «гора», ведь мама сразу же приходит в восторг, гладит по головке и дает конфету. А быть хорошим любому ребенку, ох, как хочется!

Между тем, подобные знания говорят, если о развитии, то всего на всего визуальной памяти, а вовсе не об интеллектуальных способностей.

Следует помнить, что развитие мозга происходит в меньшей степени за счет насыщения его однотипной информацией интеллектуального характера, а в большей - за счет формирования как можно большего числа навыков и умений, причем в первую очередь, - из областей эмоциональных и социальных.

Поэтому, для развития трехлетке гораздо важнее уметь самому одеваться и справляться с любыми видами застежек, чем вызубрить английский алфавит. Научиться очищать, резать и аккуратно есть с помощью специальной вилочки и ножика яблоки, бананы или персики - важнее и полезнее узнавания на картинке всех видов тропических плодов.

Уметь обращаться со сверстниками, спокойно отстаивать себя и свои игрушки, когда хочется поиграть одному, включить в игру товарища, или поменяться «сокровищами», когда нужны партнеры – полезнее, чем пустое перечисление планет солнечной системы.

Конечно, в идеале, и те, и другие знания могут малышу могут пригодиться - речь идет о том, чтобы родители не забывали о «конкретном» и повседневном бытовом развитии в ущерб книжному.

Автор: Марина Саватеева