Всегда надо помнить, что в детёнышей всех млеко­питающих заложен важнейший инстинкт - копировать поведение взрослых представителей стаи. Не надо детей «воспитывать», начните с себя. Ну а что касается самостоятельно­сти, то вмешиваться в попытки ребёнка что-либо сделать надо лишь тогда, когда это угрожает безопасности или здоровью его или кого-либо ещё.

Если же нет, то пусть делает всё сам - ошибается, переделывает, добивается результата, после чего получает заслуженную похвалу и награду. Поощрения должны быть связаны именно с тем, что ребёнок смог сделать сам. Это и есть ключевой момент в приучении к самостоятельности. Все дети разные, есть и такие, что в 10 лет будут терпеливо ждать, пока мама застегнёт все пуговицы... Здесь уже должны работать принципиально иные законы педагогики.

«Ты хочешь гулять, но не хочешь самостоятельно одеваться?», «Ты хочешь есть, но не хочешь взять ложку?», «Ты хочешь ходить с чистой попой, но тебе неприятно брать в руки туалетную бумагу?» «Ну что ж, у тебя огромные шансы быть голодным, негуляным и грязнопопым».

И это не жестокость, а адаптация ребёнка к реальной жизни, в которой не так много людей, готовых в любую минуту бескорыстно протянуть тебе руку помощи.

Евгений Комаровский, врач-педиатр