На своих встречах с родителями психологи всегда затрагивают тему роли родительских ожиданий к ребенку. Из всех видов подавления особое значение в этой системе помимо отвержения играют именно ожидания. Давайте поговорим о том, какие у родителей есть ожидания по отношению к ребенку?

Ребенок должен быть послушным.

Должен хорошо учиться.

Должен заниматься дополнительным образованием (секции, кружки, студии, и т.п.).

Должен помогать по дому, содержать комнату в порядке.

Должен быть ответственным.

Он должен быть самостоятельным.

Он не должен употреблять психоактивные вещества (курить, употреблять алкоголь, принимать наркотики).

Он не должен подолгу находиться в социальных сетях, играть в компьютерные игры.

Он должен возвращаться домой не позднее установленного родителями времени.

Он не должен требовать от нас больше, чем мы можем и хотим ему дать.

Он должен с уважением относиться к родителям: (не кричать, не грубить,соглашаться с нашей точкой зрения).

Он должен получить высшее образование.

Должен жениться или выйти замуж за достойного (с нашей точки зрения) человека.

Список ожиданий у некоторых родителей доходит до 80-ти и более пунктов. При этом, как правило, в этот список включаются диаметрально противоположные характеристики ожидаемого от ребенка поведения. Например, «быть самостоятельным и быть согласным с чужой точкой зрения» и «Быть ответственным за свои поступки и подчиняться требованиям».

Представляете, каково ребенку жить с таким грузом ожиданий? У многих таких детей, а потом уже и взрослых развивается и держится постоянно высокая степень тревожности, поскольку такой человек сиюминутно сканирует свое поведение на предмет: «попадаю я сейчас в чьи-то ожидания или нет».

Если ожидания и реальность не совпадают, то родители испытывают:

– разочарование;

– обиду;

– злость;

– горе;

– беспомощность.

Как эти чувства отражаются на контакте с ребенком? У родителей проявляется выраженное или скрытое (которое также считывается ребенком):

– осуждение;

– отвержение;

– обвинение, критика.

Что, в свою очередь, как мы уже знаем, неизбежно приводит к нарушению контакта.

Мы ожидаем от наших детей примерно то же, что ожидали от нас наши родители. Проработав свои ожидания, вы обретаете веру в себя и в ребенка.

Поэтому, если вы что-то ожидаете от ребенка, то задайте себе еще вопрос:

– А что ожидали от меня мои родители?

– Что я ожидаю от себя?

Ожидания родителей по отношению к ребенку, как мы видим в этой системе, напрямую ведут к так называемой заученной социальной беспомощности. Приобретённая или заученная беспомощность – состояние человека, при котором он не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, хотя имеет такую возможность.

Беспомощность – это отказ от действия вследствие неудачных попыток, которые не привели к желаемому результату.

Впервые ученые столкнулись с выученной беспомощностью в экспериментах с животными. Они обнаружили, что если крыс держать в закрытой клетке и пропускать по ней слабый электрический ток, то через некоторое время крысы перестают предпринимать попытки покинуть клетку, даже если двери уже открыты. Они считают, что действия, направленные на устранение дискомфорта, будут безуспешными, и попросту перестают действовать.

Тот же самый процесс происходит и с человеком. В школе на уроке учитель спрашивает ученика, почему он вместе со всеми детьми не решает задачу, на что получает ответ: «Я все равно не смогу ее решить». Ребенок отказывается от действий, заранее ожидая провал.

Как происходит развитие состояния беспомощности у ребенка? Если мы зададим вопрос о том, каким образом дети научаются тем или иным навыкам, то поймем, что это происходит через подражание и игру. Ребенок видит, как делает взрослый и повторяет за ним.

Если годовалый малыш садится обедать с родителями за общий стол, у них никогда не возникнет вопросов, как научить ребенка есть. Когда мама видит свою полуторогодовалую дочь, которая водит тряпкой по полу, и в ужасе бросается ее отнимать со словами «тряпка грязная», «фу, бяка», «дай сюда, тебе еще рано, я сама сделаю», – происходит прерывание игры.

И здесь нам становится ясно, почему маленький ребенок сам готов мыть пол и делает это с интересом и радостью, а школьник не делает этого даже под угрозой наказания. После систематического прерывания его деятельности он научается быть беспомощным и становится зависимым от поведения взрослых.

Прерывание деятельности, игры ребенка приводит к нарушению его ценностей. Когда мы вмешиваемся в игру ребенка со своими стереотипами, установками, убеждениями и навязываем ему нечто свое, тем самым мы говорим ему о том, что его мир нас не интересует, его мир не такой, неправильный, мы его не ценим. У ребенка в дальнейшем нарушается система ценностей, что приводит к состоянию беспомощности.

Почему ожидания родителей приводят к беспомощности? Потому что они так же прерывают деятельность и не дают право поступать каким-либо другим образом. Ребенок лишен права самому выбирать, как действовать. Другая сторона ожиданий – это отсутствие у родителей веры в успех ребенка, и ребенок также перестает в себя верить.

У социальной беспомощности может быть несколько проявлений:

– скука;

– лень;

– апатия;

– депрессия.

Чем отличаются друг от друга эти состояния?

Скука – это систематическое прерывание деятельности в контексте восприятия.

Ребенок спрашивает:

– Мама, а почему это так?

– Тебе еще рано это знать…

Потом уже ребенок сам перестает интересоваться. И мама жалуется:

– Моему ребенку ничего не интересно. Он ничем не хочет заниматься. Его не затащить ни в какие кружки, секции.

Лень характеризуется состоянием, когда человек может что-либо делать, но не хочет. Лень появляется, если ребенка систематически прерывают в контексте действия.

Ребенок помыл посуду, был доволен, что помог, вылил полбутылки моющего средства. Мама увидела и закричала:

– Ты что, спятил? Зачем ты вылил столько средства? Оно же денег стоит! Теперь столько мыла осталось, нужно все перемывать за тобой?

Очевидно, что больше ребенок сам посуду мыть не станет.

Апатия – от слова «пафос», что в переводе означает «энергия». Апатия, когда человек говорит: «У меня нет сил. Отдохну и потом сделаю». Апатия – это когда я не могу и не хочу. Но потом сделаю.

Депрессия – это уже более тяжелое состояние, когда я не могу, не хочу и не знаю, когда я смогу это сделать. Это тяжелое состояние беспомощности, потому что у человека нарушается прогноз.

Следующее последствие социальной беспомощности – это формирование и развитие химических и нехимических зависимостей. Это большая отдельная тема. Но сейчас мне важно показать, что существует прямая связь между тем, как родители выстраивают отношения с ребенком и как это отражается в дальнейшем на его духовном, психическом и физическом здоровье. Если у ребенка формируется зависимость, то не нужно искать причины в наследственности. Зависимость – поведение ребенка, возникающее в ответ на поведение родителей по отношению к нему.

Помимо зависимостей социальная беспомощность может приводить к асоциальному поведению. Ну и далее мы видим, какую роль играет наказание во всей этой системе. Почему-то считается, что именно наказание должно прервать эту цепочку последствий. Наказывая ребенка, родители ожидают от него в дальнейшем другого поведения. Но на самом деле наказание лишь способствует дальнейшему разрушению отношений, продолжая бег по замкнутому кругу дисфункциональной семейной системы.

Автор: Юлия Васюкова