Устанавливать определённые ограничения того, что можно и что нельзя для ребёнка - не во всех ситуациях просто и приятно. Хотя вечно требуется, ведь без них ещё не до конца взрослый человек не становится ни более свободным, ни более счастливым. И, конечно, важно, чтобы обозначенные правила и ограничения были разумными.

Необходимо обозначить запреты - этим обусловлен фактор безопасности. Они учат малыша сдерживать свои не всегда осознаваемые реакции. Иначе, если он будет уметь управлять своим поведением, то ему грозит жизнь в постоянном страхе.

Эти запреты дают ему возможность стать человеком. Ребёнок - не зверёнок, воспитанный с волчатами, он не является наделённым властью взрослым, а только учится понимать своё место в этом мире и уважать других людей.

Никто иной как взрослый, даёт ребёнку понятие о законе и правилах, обращаясь к которым именно и возможно разрешать конфликтные ситуации без насилия.

"Да, он ведёт себя, как ему хочется, хотя у меня не получается с ним справиться! Даже если кричать на него сутки напролёт, всё без толку: он делает и только то, что ему самому вздумается!"- именно с такого рода проблемами сталкивается большинство взрослых. Удерживать свой авторитет трудно любому, и эта сложность связана, прежде всего, с личной историей каждого из нас. Чтобы ограничивать малышей, родители обречены на то, чтобы ощущать себя вправе это делать. А для этого необходимо, чтобы именно наши собственные родители показали, как это делать - передали нам "эстафетную палочку" - эту необходимую для воспитания своих же собственных детей уверенность в нашей способности быть хорошими матерью или отцом.

А ещё необходимо, чтобы у нас самих в детстве не было "проблем с авторитетом". Если наши родители воспитали нас так, что мы ни в чём не знали ограничения, тогда сегодня для нас будет проблемой - внушить собственным детям верные ориентиры, ведь у нас самих их не было. Или с точностью наоборот: если взрослые применяли методы воспитания, свойственное больше для тирании, то мы будем страшиться "перегнуть палку", то есть - подвергнуть детей тем же испытаниям, от которых страдали в своём детстве сами.

Эти стереотипы мы усваиваем в раннем возрасте и во взрослой жизни зачастую их не осознаём. Из-за этого страха (обычно неосознанного) у родителей возникает много невыясненных тем в воспитании. Воспоминания и нажитый свой собственный детский опыт мешают нам быть в воспитании твёрдыми в недопущении любого скверного поведения ребёнка и, в результате, приводят к тому, что мы, сами того не желая, поощряем их неоправданно вольное поведение. Ведь для маленького человека то, про что мы молчим - это значит, что это делать можно.

Для малыша молчание родителей - знак их согласия с его нарушением.

Хотя личным опытом родителей и их историями утверждение родительского авторитета не ограничивается. Нам нужно понимать, для чего мы выстраиваем те или иные ограничения в воспитании, и какие они должны быть, чтобы понять - как установить для малыша определённые правила и ограничения, не чересчур терзаясь по этому поводу. Родители часто не до конца осознают, что они устанавливают некоторые запреты на самом деле для себя (для собственного спокойствия, чтобы не морочить себе голову какими-то объяснениями или из-за нежелания смотреть за ребёнком) или устанавливают запреты для других людей (чтобы помочь детям приспосабливаться к обществу). Потому они периодически испытывают ощущение вины, боязнь совершить какое–то насилие над ребёнком, отнять в какой–то степени у него свободу, сломить его индивидуальность. Они боятся злоупотреблять своей властью.

Но необходимо устанавливать определённые ограничения того, что можно и что – нельзя. И устанавливать эти ограничения не во всех ситуациях просто и приятно. Хотя вечно требуется - ведь без них ребёнок не становится ни более свободным, ни более счастливым, на самом деле. Важно чтобы правила и ограничения были разумными.

Автор: Ирина Залесская