Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок как можно раньше стал финансово независимым, никогда не нуждался в деньгах и умел их грамотно тратить. К сожалению, навык эффективного распределения денежных потоков не относится к врожденным качествам человека.

Только в процессе практической деятельности люди в той или иной мере осваивают это высокое искусство. Чем раньше малыш сможет сам оперировать определенными суммами, тем проще ему будет планировать свой собственный бюджет. С этим согласны как практикующие психологи, так и великие экономисты.

С магической силой денег ребёнок знакомится ещё в раннем детстве, осознавая, что именно эти шелестящие бумажки позволяют получать то, что малышу необходимо в тот или иной момент времени. Не удивительно, что ум многих крох перед походом в магазин демонстрирует невероятные умения, которые, чаще всего, являются настоящим открытием для его родителей. Чтобы получить деньги или как минимум согласие родителей на приобретение той или иной вещи или игрушки, дети прибегают к самым небывалым ухищрениям, разыгрывают целые спектакли, главными адресатами и порой единственными зрителями которых являются их родители или сопровождающие взрослые с наличными в кармане. Потакание детским капризам только усугубляет ситуацию, формирует потребительское отношение как к деньгам, так и к тем, кто их умеет зарабатывать.

По мере взросления ребёнка меняется и его отношение к деньгам. Для школьников наличие карманных денежных средств выступает своего рода показателем их самостоятельности и значимости. Возможность приобрести то, что другим «не по карману», повышает авторитет ребёнка в среде ровесников, позволяет ему добиться популярности и уважения.

Дети очень быстро приходят к пониманию того, что деньги – ключ к удовлетворению различных потребностей. С их помощью можно посмотреть интересный фильм, попробовать ту или иную сладость, поиграть на игровых автоматах или стать владельцем понравившейся игрушки. Очень скоро приходит к малышам и осознание того, что деньги – вещь крайне непостоянная, они имеют свойство буквально «утекать» сквозь пальцы, оставляя мечты и желания несбыточными.

Часто уже в средней школе дети, которым родители регулярно выдают небольшие суммы на карманные расходы, переходят к разумному распределению средств, осознанно управляя своими потребностями и желаниями, тщательно планируя свои траты.

Следует отметить, что планировать бюджет невозможно, если имеется только одна статья – расходы. Для того, чтобы малыш познакомился с азами карманной бухгалтерии, он должен иметь стабильный, хоть пока и небольшой доход. Многие считают, что карманные деньги – наиболее доступный и эффективный тренажёр для будущих финансистов пусть даже и семейного уровня.

Перед тем, как выдавать малышу деньги на карманные расходы, родители должны оговорить все условия «контракта». Ребёнок должен знать, какую сумму и с какой регулярностью он будет получать на руки, а также на какие расходы эти денежные средства предназначены. Чаще всего карманные деньги предполагают совершение мелких покупок для собственного удовольствия. В категорию карманных денег не следует относить средства, выделяемые ребёнку на обеды в школьной столовой или финансовые ресурсы, необходимые для оплаты проезда в общественном транспорте. Для дошкольников оптимальный режим выдачи наличных – один раз в неделю, по мере взросления ребёнка желательно увеличивать и период между финансовыми «вливаниями», естественно, и выдаваемые суммы будут пропорционально увеличиваться. Крайне важно, чтобы получение карманных денег не зависело от успеваемости ребёнка и его поведения. В противном случае они не решат поставленную задачу, и финансовая независимость и грамотность останутся для этого ребёнка несбыточной мечтой.

По мнению психологов, родители не должны участвовать в распределении выделенных средств, составлением статьи расходов ребёнок должен заниматься самостоятельно, как и искать выход в «сложной финансовой ситуации», когда имеющихся наличных не хватает для совершения той или иной покупки. Из этого следует сделать вывод, что и пополнять быстро опустевшую «детскую казну» до положенного срока крайне нежелательно. Ребёнок должен нести ответственность за собственные решения, осознавать последствия нерачительного отношения к деньгам.

Наверное, не стоит заострять внимание на том, что ни при каких обстоятельствах ребёнка не следует лишать уже выданных карманных денег. Исключением может быть только ситуация, когда наличные средства нужны на непродолжительное время, причём сам ребёнок должен дать согласие на подобное кредитование родителей.