Ничто не усваивается и не запоминается так же быстро, как интересное! Причем, это касается не только детей, но и взрослых. Чтобы обучить ребенка счету и важнейшим математическим понятиям, не нужны ни учебники, ни классы – ведь математика это прикладная наука.

Специальных занятий с малышом не потребуется: ее можно изучать между делом.

Много и мало

Эти понятия ребенок усваивает довольно рано – в возрасте года- полутора лет, а то и раньше. Всегда обращайте внимание малыша, что в одном стакане воды много, он полон, а в другом – мало, на донышке. Или на тарелке было много яблок, а после ужина осталось мало или не осталось совсем ничего. Обсуждайте количество предметов при каждом удобном случае, просите показывать в книжке, где много, к примеру, деревьев или цветов, а где мало.

Большое и маленькое

Начинайте сравнивать между собой одинаковые предметы: мячи, деревья, ведра, яблоки и т.д. Просите показать, где маленькая машина; а где большая, где большая тарелка, где маленькая. Уточняйте свои просьбы: «принеси большую ложку, дай маленькую книжку». Затем можно переходить к сравнению разных предметов и вещей, например кошка маленькая, а дом большой; камень большой, а совок маленький».

Длинное и короткое

По тому же принципу обращайте внимание ребенка на карандаши, игрушечные или нарисованные поезда, хвосты животных, тропинки и т.д.

Сравнение количества предметов

О счете еще речи не идет, ведь ребенок вполне способен на глаз определить, чего больше – мишек или кукол; апельсинов или яблок; синих машинок или красных. Единственное, эти группы предметов должны отличаться более чем на 2. Предложите ребенку накрыть на стол и поставить перед каждым членом семьи по тарелке (или поиграйте с куклами и их сервизом). Обратите внимание малыша, что столовых приборов у всех поровну. Вообще, в чаепитие можно играть с огромной математической пользой: например, одна чашка разбилась, чашек стало меньше, чем кукол и блюдец, затем разбилось и блюдце, теперь чашек ровно столько же, сколько и блюдечек, а кукол больше, и т.д.

Порядок возрастания и убывания

Практически любые предметы можно разложить по размеру: от большого к маленькому и наоборот. Предложите ребенку рассортировать чайные, кофейные и столовые ложки с поварешками, или тапки всех членов семьи, или книжки на полке.

Подготовка к счету

В возрасте 1,5-2 лет ребенок способен освоить счет от 3 до 5. Считайте вместе ступеньки, птиц на ветке, печенье, цветы. Просите показать, сколько малышу лет на пальцах. А играя в прятки, можно проговаривать: «раз, два, три, четыре, пять – я иду искать!»

Как видите, чтобы заложить базовые математические понятия, не нужны специальные занятия, а лишь ваша выдумка и желание.

Автор: Елена Андреева