«Я ненавижу этот сарафан»! «Я не хочу это читать!» «Ненавижу ходить к бабушке в гости» «Терпеть не могу эту еду»

Знакомо? Еще бы! Если Вы родитель то как минимум один раз Вы это слышали. А если Вы слышали подобное экспрессивное высказывание лишь единожды, то тут два варианта: либо Вы чудо-родитель и прекрасно знаете своего ребенка и зачем-то не даете ему сталкиваться с раздражающими его вещами (и тогда Вам статью читать не надо), либо Вы родитель, эмоции эти подавляющий авторитетом своим и поркой, в таком случае Вам эту статью тоже читать не надо. Не поможет.

Остальные родители слышат это с завидной регулярностью. И с зхавидной же регулярностью настаивают: «Ну что ты такое говоришь! Это сарафан тебе бабушка подарила, как он может тебе не нравится?», «Это чудесная интересная книга и чтение сделает из тебя человека!», «Бабушка так тебя любит, надо ходить к ней в гости», «Это очень полезная еда и ты не ел целый день!»

Или вот, кошмар моего детства «Я не хочу!» и ответ, как гильотиной – «А ты через не хочу!». Отринув право на эмоции, мы загоняем ребенка в клетку, из которой он выйдет в подростковом возрасте и все эти подавленные, но неуправляемые эмоции, вырвутся наружу. А ведь после подросткового периода следует еще и взрослая жизнь: так и сидят потом мамы, не нашедшие общего языка с детьми, обиженные на весь свет.

А ведь не только на плохие эмоции есть запрет, но и на хорошие! «Не бесись!», «Не ори!», «прекрати смеяться, как дурак» - все это реальные случаи, запремеченные мною на улицах и в магазинах. Самое «смешное», что такое я слышала и в парке! Где смеющийся и бегающий мелкий жизнерадостным бесом ребенок («не бесись, кому сказала!») никому не мешает.

Дети, не находящие принятия своих эмоций растут замкнутыми, «дуют губу» (особенно если над этой «губой» как-нибудь цинично похохотать), отказываются делиться секретами и потом еще и мама обижается, что ребенок ей ничего не рассказывает! А как расскажешь если навыка нет? Если никто не слушал, что ребенок испытывает? Он кричит – «НЕНАВИЖУ!», мама спокойно повязывает колючий шарф – «надо носить шарф на улицу», так ребенок и не протестует против того, что на улицу надо носить шарф, он ненавидит именно этот конкретный шарф. И я прошу Вас обратить внимание на эмоциональную окраску – дети прекрасно знают разницу между словами «ненависть», «злость», «раздражение».

Если Ваш ребенок ненавидит все вокруг, это повод поработать с его эмоциями и с Вами. Наверное, с Вами даже в большей степени. Порисуйте с ним карту эмоций. Выясните, что для него значит слово «ненавижу», это страх? Это неудобства? Это скука? Это раздражение? Это злость? Что окружает Вашего ребенка? Какое пространство Вы, как родитель, ему создали? Зачем вокруг него все, что его беспокоит и делает ему больно, рушит его? Это что же у Вас, в квартире «это Спартаааааааааааааа!!!»?

Убирайте то, что делает ребенку плохо. Примите тот факт, что ребенок ИМЕЕТ право на эмоции. Он может не любить не только ходить в гости к бабушке, но и саму бабушку терпеть с трудом. Сама бабушка может быть прекрасной, но… ребенка она бесит. Дайте е ребенку высказаться и обсудите с ним бабушку, поддакивая, кивая и стимулируя его эмоции; Вы можете узнать, что единственное за что он не любит ходить в гости к бабушке – это из-за того, ннапример, что она целует его в нос. А он, между прочим, взрослый мальчик, а не какой-нибудь там двухмесячный Валерка. И он испытывает острое чувство унижения. А кому же хочется испытывать унижение? Вот Вы лично любите, когда Вас унижают? Имея на руках конкретные данные «Я ненавижу этот сарафан!» - «Да, я вижу, он тебя раздражает, а что именно в нем не так?» - «Мама! Ну почему ты не помнишь, что я не люблю черный цвет?». Уберите проклятый сарафан и попросите больше никого не дарить вещи темного цвета. Ребенок имеет право не любить любой цвет, даже если он Ваш обожаемый. И, кстати, действительно: почему Вы не даете себе труда запомнить, что она не любит черный цвет?

За любым детским выкриком, особенно негативным, стоит какая-то конкретная вещь. И игнорируя его эмоции, не давая ему реализовать свое право на эмоции, Вы игнорируете самого ребенка. Вы воспитываете свое представление о ребенке, а не ребенка.

Обратите внимание на каждый выкрик, постарайтесь добраться до сути. Колготки могут «кусать» за ноги, а каша действительно может не лезть в горло. В таком случае лучше покупать другие колготки и варить другие каши. Это, в сумме, сэкономит время и нервы. И очень поможет увидеть ребенка, а не созданный в недрах Вашего подсознания его образ.

Дети имеют право на эмоции. Так же как и взрослые. И дети имеют право быть принятыми и увиденными. Имеют право быть настоящими.

Автор: Кристина Вязовская