Ябед в детских коллективах чрезвычайно не любят. Поэтому, если ребенок склонен к решению своих детских конфликтов путем привлечения взрослых, его подстерегает сразу много проблем – проблема собственной репутации среди детей, проблема неумения общаться, формировать собственный авторитет, подыскивать действенные аргументы в спорах, нести ответственность за свои слова и действия и т.д.

Почему дети ябедничают?

Потому что рассказать взрослым о возникшей проблеме – это самый прямой, логичный, а главное – очень действенный способ добиться справедливости для себя и отомстить обидчику! Более того – способ чрезвычайно поощряемый, абсолютно легальный! С полной уверенностью могу сказать: ябедничать ребенка учат взрослые. Какая мама не произносила знаменитую фразу «Обязательно рассказывай мне, если тебя обижают!»? И какая учительница не объявляла с выражением, присущим палачу на Гревской площади: «Я вернусь через пять минут, и вы сами мне расскажете, кто не смог усидеть спокойно!»?

В общем-то, и родителей, и педагогов можно понять. Маме с папой хочется доверия и искренности от ребенка, чтобы быть в курсе всех его дел и проблем. А уж если родное чадо обидели, и оно пришло жаловаться – разве возможно сказать ребенку: «Отучайся ябедничать, иди и сам разберись!»? Чем больше родители склонны к гиперопеке и постоянному контролю над ребенком, тем больше вероятность, что малыш станет ябедой! У воспитателей и учителей тоже есть масса причин внедрять в детский коллектив культ взаимного доносительства и шпионажа. А ну-ка, попробуй много часов подряд наблюдать за парой десятков шумных детишек, которые постоянно дерутся, ссорятся, что-то делят, о чем-то спорят!

Разве реально в действительности проследить, кто, что и у кого отнял, кому что сказал?! Поэтому проще всего поверить тому маленькому спорщику, который громче всех кричит: «Это не я, он первый начал!!!». Доносчика хвалят, провинившегося ругают – ну как тут ребенку отучиться ябедничать?! Какие дети чаще всего становятся ябедами? Я работаю с детьми, и мне часто приходится видеть, как из 20-30 младшеклассников в любом детском коллективе (будь то сиротский приют или частная школа) уже на 10-й минуте занятия выделяются 3-4 ребенка, которые успевают мне доложить, кто и чем за это короткое время успел им насолить.

За оставшиеся полчаса урока они меня подробно информируют насчет всего, что, как им кажется, с учительского стула заметить невозможно – кто шумит, кто бросается бумажками, кто чью ручку отнял и т.д. При этом совершенно не факт, что жертва доноса обидела самого жалобщика – ябеде доставляет непередаваемое удовольствие просто доносить «наверх» обо всем, что не вписывается в устав, и наблюдать за наказанием провинившегося! Поэтому прежде чем думать, как отучить ребенка ябедничать, стоит понять – а какие дети чаще всего становятся ябедами?

Сайт sympaty.net предлагает наиболее часто встречающийся собирательный образ маленького жалобщика:

Послушный.

Для ябеды правила, установленные взрослыми, сильнее «неписаных законов» детского коллектива – он свято верит в необходимость их выполнения и довольно редко решается нарушить их сам!

Умный, хорошо обучаемый.

Недаром в большинстве «Ералашей» и детских фильмов в роли ябеды выступает девочка-отличница с первой парты! Ябеда неглуп, потому что вместо более простой, инстинктивной тактики — драки, крика, прямого выяснения отношений с обидчиком; он выбирает более действенный путь интриги – привлечь взрослого в качестве судьи и устроить «показательный судебный процесс». При этом ябеде ясно, что он сам ни в коем случае не превратится из истца в ответчика – в ход идет все актерское мастерство, все умение «выжать слезу»!

Не лидер.

Лидировать в детском коллективе можно, лишь обладая собственным сильным авторитетом – ябеда же в собственном авторитете совершенно не уверен, поэтому прибегает к авторитету взрослых. Доносительство для него – своеобразный способ снять с себя ответственность за происходящее, найти покровителя – лидер же не нуждается в покровительстве!

Однако стоит понимать, что под словом «ябеда» мы имеем в виду ребенка, который постоянно жалуется взрослым, причем не только тогда, когда его обижают. Для «настоящего» ябеды жалоба взрослым становится привычным выходом из 99% конфликтов – проблема такого ребенка в том, что он и не пытается ничего решить самостоятельно!

Если ты наблюдаешь именно это – значит, надо пытаться отучить ребенка ябедничать: в его же интересах, иначе он вообще не научится адекватно разрешать конфликты с ровесниками! Но нужно помнить, что не любая жалоба – ябедничество. Любой ребенок в определенной ситуации непременно пожалуется взрослым – чем ребенок младше, тем чаще это случается и тем меньше времени проходит между моментом обиды и жалобой.

Для 3-4-летнего вполне нормально сразу бежать с рыданиями «Мааам, а Петя у меня машинку забрааал!». В 5-6 лет желательны хоть какие-то попытки «мирных переговоров». В 7-8 лет жалоба должна становиться уже крайней мерой, когда самому действительно не справиться!

Отучать ребенка ябедничать стоит лишь тогда, когда он жалуется и в тех случаях, где явно может попробовать договориться с обидчиком самостоятельно!

И вот теперь, когда мы разобрались с тем, кто такие ябеды и откуда они берутся, стоит заняться главным вопросом: «Как отучить ребенка ябедничать?».

Ни в коем случае не говори: «Зачем ты мне это рассказываешь – отучайся ябедничать, иди и сам разберись!»! Если малыш рассказывает – значит, доверяет, хочет помощи, и нельзя его отталкивать – иначе у него вообще исчезнет желание делиться чем-либо, а родители будут в недоумении: почему он нам не доверяет?!

Другое дело – какая помощь ему нужна?

Далеко не всегда правильным решением является тут же пойти на «место преступления» и рассудить своим верховным судом всех обидчиков! Это – крайняя мера. Так стоит поступать лишь в самых радикальных случаях, например:

Всеобщая «травля». К сожалению, это явление имеет место почти во всех детских коллективах. Ребенку, который почему-либо оказался «изгоем», практически невозможно самому изменить ситуацию, для этого нужны железные нервы, отменное интуитивное понимание психологии толпы, харизма, лидерские качества – в реальности, без вмешательства взрослых выйти из навязанного образа «белой вороны» могут единицы.

Конфликт с неадекватным, гипервозбудимым ребенком. Такие бывают, увы, и часто провоцируют разнообразные конфликты. Если пострадавший – спокойный, «нормальный» ребенок, он вряд ли что-то докажет или оспорит сам: нужно вмешательство, чтобы прекратить бессмысленный конфликт.

Если считаешь, что такой крайний случай не наступил, то нужно поговорить с ребенком, чтобы отучить его ябедничать. Выясни в подробностях, что произошло – но тет-а-тет с ребенком, и уж точно не на глазах обидчиков!

Лучше, если есть возможность на некоторое время разделить поссорившихся, и поговорить с ябедой спустя час-другой, когда гнев уляжется.

Выяснив, что именно случилась, спроси у ребенка: как он думает, мог бы он избежать конфликта вообще, что для этого нужно было сделать? Чем, по его мнению, неправ обидчик, и что бы сделал он сам, если бы стал на его место? Что может чувствовать сейчас второй участник конфликта, есть ли у него сейчас повод обижаться на ребенка?

Возможно, многие выводы окажутся неожиданными для самого малыша!

После «разбора полетов» предложи вместе подумать, что делать дальше для разрешения проблемы: попросить прощения, сказать «я больше на тебя не обижаюсь», либо что-то еще, по ситуации.

А еще стоит вместе сделать выводы – чего не нужно делать в будущем, чтобы такое больше не случалось! Дальше – дело за самим ребенком: он должен сам что-то предпринять, применить (или не применить!) один из совместно придуманных способов разрешения ситуации.

Если хочешь отучить ребенка ябедничать, дай ему понять, что на совет и моральную поддержку он может рассчитывать всегда, а вот конкретные действия все равно придется предпринимать самому!

Автор: Даша Блинова