«Мы с мужем развелись. Развелись не особенно мирно, да и жили до развода сильно так себе. Сейчас муж хочет, чтобы наш почти шестилетний малыш жил на два дома: неделю со мной, неделю с ним. Муж мотивирует это тем, что если он будет только воскресным папой, его контакт с сыном утратится...

Если бы он так беспокоился о контакте с сыном раньше, возможно, мы и не развелись бы вообще. Может ли ребенок жить без вреда для психики на два дома?» (Вопрос психологу)

Жизнь ребенка на два дома может быть приятной и комфортной. Но чтобы события развивались так, необходимо соблюдать ряд условий.

1. Для пятилетнего ребенка родители – это недосягаемый самый надежный авторитет. Если мама и папа говорят, что что-то так и есть, значит, оно так и есть. Если мама и папа говорят, что жить неделю у одного, неделю – у другого, это нормально. Для ребенка эта ситуация станет нормальной и житейской. Но это возможно только в том случае, если родители спокойны и аутентичны: говорят об этом спокойно и спокойными и остаются.

Если кому-то из родителей приходится мириться с таким положением дел, но он всей душой протестует и видом и интонациями, жестами, дает понять свое несогласие, ребенок это чувствует и начинает тревожиться. «Что-то не так, что-то плохо, наверное, я что-то делаю плохо, я плохой» – цепочка мыслей схематичная, но принципиально верная. Поэтому, если такое решение принимается, оно должно приниматься обеими сторонами.

2. Для благополучия ребенка в такой ситуации важно иметь согласованную систему своих прав и обязанностей в каждом из своих домов. Об этом родителям также необходимо договориться. Если в одном доме ребенок вытирает пыль и кормит кота, а в другом играет на компьютере, то отношения ребенка перестанет быть симметричным. Родитель, предусматривающий домашние обязанности, будет восприниматься авторитарным агрессором, особенно если будет настаивать на выполнении обязанностей в категоричной форме.

Но это даже не самый худший вариант, когда ребенок знает, чего от него ждут в каждом доме и имеет возможность подготовиться\перестроиться. Бывает хуже, когда ребенок оказывается в двух разных системах негласных правил, неозвучиваемых правил, по которым живут семьи. Почти в каждой семье есть такие правила, но когда семья одна, разобраться в этом своде подразумеваемых законов общежития в два раза проще, чем когда дома два.

3. Ребенку важно ощущать себя любимым. Поэтому хорошо, если каждый родитель со своей стороны говорит о своих чувствах, не сравнивая их с чувствами другой стороны. А если ребенок спрашивает, подтверждать, что тот любим и другой родительской стороной. Ситуативное желание отыграться, сказав что-то вроде: «Ну, если бы мама тебя любила, то...» пробивает огромные бреши в картине мира ребенка.

4. Еще одной важной потребностью маленького ребенка является ощущать себя продолжением двух хороших людей: «если мои мама и папа хорошие – значит, я тоже хороший». Поэтому, если ребенок спрашивает о другом родителе, важно говорить о нем хорошо настолько, насколько это возможно, даже если он по отношению к вам поступил не особенно хорошо.

По крайней мере, можно предположить оправдывающие его мотивы. Если говорить о бывшем супруге хорошо практически невозможно в силу обстоятельств прошлого, то можно вообще не покидать вероятностного пространства: наверное..., может быть..., и дать волю фантазии, говоря не о реальном человеке, а о том, каким супруг мог бы стать, если бы звезды расположились иначе.

Таким образом, при соблюдении этих несложных рекомендаций можно сделать жизнь ребенка на два дома вполне приемлемой, а может быть даже и счастливой: представьте, у него все в двойном объеме – два дома, две семьи, две собаки, два дня рождения с двойным набором подарков, наконец...

Автор статьи: Анна Бердникова