«После трех уже поздно» – это название известной книги Масару Ибука. Само название уже содержит смысл книги, но ее стоит прочитать хотя бы для того, чтобы глубже и детальнее понять эту идею, прочувствовать ее.

Я абсолютно согласна с М. Ибука, что все будущее ребенка закладывается не просто в детстве, а именно до трех лет. К сожалению, автор больше говорит о том, почему надо усиленно заниматься воспитанием ребенка именно до трех лет, но не очень много сообщает о том, как именно это сделать. Вот некоторые идеи:

Развитие речи

Если вы хотите, чтобы ваш малыш рано и хорошо научился говорить, то вам придется на некоторое время стать попугаем. Пока ребенок еще не говорит, не молчите! Преодолейте свою лень и описывайте все свои действия, описывайте все, что вы видите вокруг. Пример: «Сейчас я накрываю на стол. Видишь, какая у тебя красивая голубая тарелка?»

Не говорите с малышом на детском языке. Все эти «сюси-пуси» ему совершенно не нужны. Говорите на нормальном языке, которым вы обычно пользуетесь. Потом малышу будет сложно понять, почему «би-би» надо называть машинкой, и соответственно будет сложно переучиться.

Вы должны повторять не только слова, но и целые фразы, пока ваш ребенок их не запомнит и не начнет употреблять в речи. Когда ребенок уже более-менее говорит, он допускает ошибки типа «мой носки», «твоя круг» или «Дядя Толя сказала». Важно не повторять его ошибок вслух, а четко произнести правильный вариант «мои носки», «твои круг», «Дядя Толя сказал».

Опасности вокруг

Точно так же не молчите, если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился распознавать опасности и избегать их в раннем возрасте. Каждый раз, переходя дорогу, твердите: «Дорога – это опасно. Возьми маму за руку. Ты видишь – едет машина? Машина может задавить, и будет очень больно».

Да, вы рискуете показаться себе занудой, вам самой будет очень скучно, но вы научите своего ребенка на всю жизнь, как надо переходить дорогу. (Моя дочь в 2 года и 8 месяцев уже сейчас говорит мне каждый раз, когда мы переходим дорогу: «Мама, быстрее, прыгай на тротуар».)

Или, например, каждый раз, ставя кружку с горячим чаем на стол, говорите: «Ты видишь, идет пар, значит – горячо. Осторожно, это опасно».

Помощь в домашних делах

Опять же, если вы хотите, чтобы ребенок в будущем вам помогал, то надо начинать действовать в самом раннем возрасте. Бессмысленно оберегать маленьких принцев и принцесс от любой, даже самой несложной работы, а потом удивляться, что они в школьном возрасте не хотят помочь вам помыть посуду.

Как только ребенок начинает понимать простые фразы типа «принеси-подай», пора приучать его помогать вам. Можно начать с самого простого: например, попросить отнести какой-нибудь предмет на кухню и выбросить в мусорное ведро. Вот увидите, ребенок будет делать это с удовольствием, потому что для него это игра.

Также до трех лет его можно научить убирать свои игрушки в коробку, в шкаф или под диван. Сначала можно убирать игрушки вместе, чтобы ребенок вам помогал. Через несколько дней можно начать убираться вместе, а потом уйти в другую комнату, чтобы малыш закончил дело самостоятельно. Затем можно добиться того, чтобы ребенок убрал игрушки по требованию. При этом можно сказать, например: «Как я буду с тобой рисовать? Здесь такой беспорядок. Нужно убрать игрушки».

Когда вы приучите ребенка убирать свои игрушки, он часто будет делать это по своей инициативе. Возможно, сейчас вам проще и быстрее убрать игрушки самой, но в один прекрасный день вам захочется, чтобы ребенок это делал сам, а тогда добиться этого будет значительно труднее.

И, естественно, хвалите ребенка, не уставайте повторять: «Ты моя помощница/мой помощник!»

Общение с другими детьми

Учите ребенка, как вести себя с другими детьми. Например, в песочнице внушайте ему идею о том, что надо делиться, иначе с ним никто не будет играть. У всех детей бывает период, когда они не делятся игрушками, но тем не менее, если вы будете разговаривать с ним, объяснять ему, насколько лучше и выгоднее для него делиться, то этот период у него пройдет быстрее.

У вас – свои дела

Ребенок, когда немножко подрастет и будет в состоянии объяснить, чего он хочет, должен понять, что у вас могут быть другие дела, кроме него. Совершенно не обязательно нестись из кухни в комнату по первому зову ребенка (если он, конечно, не хочет есть, пить, спать или в туалет). Если, к примеру, он кричит вам, чтобы вы с ним порисовали, то вы должны твердо сказать: «Я сейчас занята, я приготовлю еду и приду».

Таким образом вы сбережете свои нервы и приучите ребенка к мысли о том, что он – совсем не центр вселенной (к сожалению, ему придется об этом узнать рано или поздно). К тому же ребенок должен уметь играть один и оставаться один, это важно для его умственного развития.

Заключение

Сейчас много говорят о раннем развитии. Мне кажется, важнее всего не то, как рано ребенок научится читать, писать, говорить на иностранных языках, и не то, сколько знаний в него успеют вбить до школы и в школе. Важнее всего – чтобы он рос счастливым и уравновешенным человеком с хорошим характером.

Тогда у него в жизни все сложится.

Автор статьи: Анастасия Марьина