На прогулке малыш ревностно охраняет свое “добро”, игнорируя ваши предложения поделиться с другими детьми? Почему в возрасте двух-трех лет ребенка невозможно заставить одолжить игрушку товарищу? И стоит ли пытаться?

Всем мамам знакома ситуация, когда малыш начинает вопить всякий раз, когда кто-то пытается позаимствовать его лопатку или машинку. И вы всякий раз начинаете объяснять маленькому собственнику, что с ним никто не захочет играть, если он будет жадничать. Но малыша это не убеждает. Не надо ему рассказывать о братском чувстве, о необходимости отказываться от чего-то ради удовлетворения другого. Для малышей это слишком дорогие вещи. И это абсолютно нормально.

Примерно в возрасте двух лет ребенок начинает понимать, что есть вещи, которые принадлежат только ему. Кроватка, одежда, игрушки-про все это малыш уверенно говорит “мое”. И ребенок, в отличие от взрослых, воспринимает свои вещи как часть самого себя. Поэтому и расценивает попытки других детей завладеть ими как посягательство на него самого. В это время малыш проходит период построения собственного “я”, психологически отделяясь от мамы. Обретая чувство автономии, он выстраивает и обозначает границы своей личности.

Когда ребенок подрастет, он поймет, что есть предметы, которыми он владеет, и что они не перестанут быть его, если кто-то возьмет их в руки. Но пока маленький человечек должен чувствовать свою собственность в буквальном смысле слова. Он приживает к себе игрушки во время прогулки и ни на секунду не выпускает их из рук. Негативная реакция на наши слова о необходимости поделиться-это не каприз и не проявление эгоизма, а категоричное заявление о том, что ему необходимо иметь все свое при себе, что бы чувствовать свою целостность. Не надо стыдить ребенка за проявление жадности, игнорируя его чувства и лишая поддержки. Не отрицайте права малыша принимать собственные решения: проявив уважение к чувствам ребенка, вы облегчите ему прохождение этой фазы развития.

Но как же малышу в таком случае адаптироваться к реальной жизни? Ведь нам хочется, чтобы наш ребенок научился вести себя надлежащим образом, был щедрым, вежливым и готовым поделиться с другими. Можно простым языком объяснить ребенку, как строятся отношения в человеческом обществе, что является приемлемым, а что нет. Будьте готовы к тому, что, даже если ваши объяснения будут доступны пониманию ребенку, он не примет их.

Вы замечали тот факт, что дети, прекрасно знающие, что такое “мое”, еще не понимают, что означает “чужое”? Это зачастую и является причиной конфликтов, разгорающихся на детской площадке: ни на минуту не забывая о своей собственности, малыш без страха и сомнений пытается завладеть красивой игрушкой своего коллеги по песочнице. Это происходит оттого, что ребенок еще не в состоянии учитывать интересы и желания других людей. Он не умеет контролировать свои сиюминутные порывы и желанный предмет должен немедленно оказаться в его руках. Его нисколько не огорчит обиженный крик ребенка, у которого он отнял игрушку. Постепенно, с вашей помощью, юный экспроприатор поймет, что у других детей также есть вещи, принадлежащие им, и они испытывают к ним те же собственнические чувства, что и он.

Child and a toy1 Что любопытно, не у всех детей прохождение через стадию эгоцентризма характеризуется трепетным отношением к своей собственности. Некоторые малыши ведут себя совершенно иначе. В этом же возрасте они проявляют себя как настоящие альтруисты и с легкостью делятся своими игрушками с другими детьми. Значит ли это, что формирование личности происходит как-то неправильно? Должно ли это настораживать и как относиться к такой щедрости? Некоторых родителей беспокоит, что ребенок легко отдает свои игрушки, не проявляя при этом особых эмоций. Не является ли это признаком слабохарактерности, неспособности постоять за себя?

Здесь нет особого повода для беспокойства, просто эти дети нашли иной способ построения и утверждения собственного “я”. Они черпают уверенность и ощущение своей целостности в чем-то другом. Возможно, им достаточно одобрения, исходящего от родителей. Для них малыш-это их собственность, то, чем они владеют и в чем нуждаются. Мой ребенок-самый красивый, добрый и щедрый. Так родители наполняют “я” своего крохи, при этом, со своей стороны, ему не приходиться прилагать особых усилий. Здесь есть свои преимущества и недостатки.

Ребенок умеет проявлять великодушие и не слишком привязан к материальным ценностям, но чаще всего таким образом он поступает, поддерживая желания родителей. Во многих случаях такому ребенку труднее будет позаботиться о себе и отстоять свои интересы.