Эмоциональное развитие младенца – основа его эмоциональных реакций в будущем. Несомненно, не все зависит от младенчества – сильные потрясения в будущем могут породить ряд реакций, которые невозможно было предсказать в результате спокойного младенчества, но все равно на эмоциональном опыте младенчества будут строится даже реакции на будущие потенциальные потрясения.
Как и остальные линии психического развития младенца, эта линия развития также полностью зависит от общения младенца и взрослых. Фактически получить здоровое развитие эмоциональная сфера младенца может только в контакте с теми, кто является носителем это сферы и реакций – то есть со взрослыми. Но не просто взрослыми, а значимыми взрослыми, чаще всего – с мамой. Как с самым знакомым и близким существом.
Уже в первый месяц жизни у ребенка появляется четкая и известная всем мамам реакция – первая улыбка в ответ на мамину улыбку. До этого младенец, конечно, тоже улыбается, во сне, когда ему тепло, сытно и вообще хо-ро-шо. В народе эту улыбку называют «ангелочки смешат» и она способна умилить даже самого сурового человека. В следующие два-три месяца, то есть по достижении младенцем 3-4 месячного возраста, появляются и другие эмоциональные реакции. Удивление в ответ на неожиданность, тревожность и беспокойство при ожидаемом дискомфорте или просто при дискомфорте (уже не просто недовольное «кваканье» новорожденного), появляется и расслабление при удовлетворении нужд и потребностей.
Интересно, что чем больше радуется ребенок маме, тем более он благожелательно будет настроен на всех взрослых и после 4 месяцев начинает улыбаться всем знакомым, но может испугаться при виде незнакомого человека (особенно, если он пахнет парфюмом). Однако если настороживший взрослый будет вести себя «прилично» в понимании ребенка – то есть улыбаться ему, говорить спокойным голосом – то младенец расслабится и начнет радоваться и этому новому человеку. Однако при достижении ребенком 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых людей резко усиливается и дети начинают боятся оставаться наедине с незнакомым человеком, особенно если первый контакт между ними не заладился (младенцы к этому возрасту уже обладают памятью в максимально приближенном к нашему понимаю этого феномена).
Тогда же, примерно в возрасте от семи до одиннадцати месяцев, у ребенка появляется острый страх расставания с мамой (или другим значимым взрослым) – грусть или острый испуг детки демонстрируют когда истек какой-то внутренний срок отсутствия мамы рядом – это характеризуется усилением движений, повышением сердечного ритма, зажмуриванием глаз, плачем. Важно понимать, что это происходит по-настоящему, ребенок не «просто капризничает», а страдает.
К концу младенческого возраста (год), ребенок, общаясь с мамой и другими значимыми взрослыми (если они есть, бывает так, что для малыша значимый взрослый только один – мама, в редчайших случаях – папа), стремится не только к получение чистых эмоциональных контактов, но и к совместным действиям. После появления этой потребности возникает так называемый кризис одного года – когда возросшие сенсорные и двигательные возможности ребенка приходят в состояние «конфликта» с системой отношения взрослых. Как правило взрослые относятся к ребенку как к слабому и беспомощному существу. Однако ребенок уже сам себя таковым не считает, против чего, собственно, и бунтует. А с бунтом переходит в следующий этап психологического развития.
Автор: Кристина Вязовская
Развитие
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат