В последние годы в моду прочно вошло раннее интеллектуальное развитие малышей. Уже с 1,5–2 лет детишек обучают счету, чтению, иностранным языкам, водят на групповые занятия, развивают по новейшим методикам. К сожалению, многие мамы и папы даже не догадываются, что самым важным в этом возрасте является не столько развитие интеллекта, сколько эмоциональной сферы. Исключая из жизни дошкольника «примитивные» детские игры, родители, сами того не ведая, наносят огромный урон культурному и нравственному воспитанию малыша. О том, как важна и многогранна роль игр, рассказывает психолог, специалист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы Лариса Захарова.

Время играть

В последние годы в моду прочно вошло раннее интеллектуальное развитие малышей. Уже с 1,5–2 лет детишек обучают счету, чтению, иностранным языкам, водят на групповые занятия, развивают по новейшим методикам. К сожалению, многие мамы и папы даже не догадываются, что самым важным в этом возрасте является не столько развитие интеллекта, сколько эмоциональной сферы. Исключая из жизни дошкольника «примитивные» детские игры, родители, сами того не ведая, наносят огромный урон культурному и нравственному воспитанию малыша. О том, как важна и многогранна роль игр, рассказывает психолог, специалист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы Лариса Захарова.

Чем сильна игра?

Еще знаменитый психолог Л.С. Выготский отмечал высокое значение игры для полноценного психического развития личности. Он разработал систему периодизации возрастов, где указал, что основная деятельность ребенка (с 2 до 7 лет) – это игра, которая, по убеждению ученого, не просто глупое развлечение, а основная цель и задача маленького человека. Впоследствии именно игровой опыт станет крепким «фундаментом» для учебной, а потом и трудовой деятельности.

«Основной формой развития сверхсознания… служит игра, требующая фантазии, воображения, каждодневных творческих событий в постижении ребенком окружающего мира», – писал психолог.

«Вершиной» игр Выготский считал сюжетные и ролевые игры, которые дети при нормальном развитии начинают осваивать с 1,5–2 лет. Сначала это совсем простые сюжеты «Покорми Мишку», «Уложи куклу спать», которые постепенно усложняются, обрастают деталями и превращаются в настоящие спектакли.

Благодаря ролевым играм ребенок не только развивает воображение и природную смекалку, но и обретает социальные навыки общения.

Если же попытаться «перепрыгнуть» этап игры и сразу приступать к интеллектуальному развитию, психический рост малыша может затормозиться, что в дальнейшем аукнется серьезными проблемами. У подростков и взрослых, которые «не доиграли» в детстве, зачастую не сформирована способность прослеживать причинно-следственную связь между теми или иными явлениями, они плохо разбираются в отношениях и психологии людей, им сложнее адаптироваться в коллективе, дружить, любить, строить семью.

Выбор игрушки

Игра – не просто инструмент воспитания, это еще и метод преодоления психологических трудностей: чрезмерной агрессивности, застенчивости, страхов, неуверенности и т. п.

И здесь безусловное значение имеет выбор игрушки, поскольку далеко не все современные игрушки оказывают положительное воздействие. Приобретая ребенку очередной подарок, обратите внимание, чтобы он соответствовал не только всем стандартам качества, но и подходил малышу по возрасту и по психологическим параметрам.

Сейчас много говорят об экологичных материалах для игрушек. Однако некоторые игрушки, которые выпускают недобросовестные производители, противопоказаны детям любого возраста еще и потому, что могут вызывать страхи или, наоборот, пробуждать агрессию. Помните, что игрушки и игры оказывают мощнейшее воздействие на психику ребенка: они могут как деформировать личность малыша, так и развивать или корректировать.

Согласно ГОСТ, маркировка обязательно должна содержать название товара и страны-изготовителя, фирмы-изготовителя, основные потребительские свойства и другие необходимые сведения. Их отсутствие или неполнота может свидетельствовать о том, что игрушка поддельная.

Лечение игрой

Необыкновенное воздействие игры на детей было замечено еще в 20-е годы прошлого века психотерапевтами Анной Фрейд, Мелани Кляйн, Герминой Хуг-Гельмут. Именно эти ученые впервые назвали игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и трудности.

Почему же игра так сильна? Всё дело в том, что игра для детей – привычная стихия, наиболее органичный вид деятельности и общения, ведь «в игровом мире» ребенок не скован условностями и может свободно выражать себя. Поэтому любые сюжеты, которые ребенок проживает в игре, он осваивает легко и ненавязчиво.

Так, посредством игры дети могут почерпнуть уникальный опыт социального общения и прочувствовать различные жизненные ситуации. Причем проживают дети эти обстоятельства услов­но, а значит, в гораздо менее травмирующей форме. Можно сказать, что, играя, малыши получают своего рода «прививку», и в будущем, когда они в реальной жизни столкнутся с подобной историей, они отреагируют оптимальным образом.

Игра уникальна тем, что в ней нет давления со стороны психотерапевта, малыша не утомляют нравоучениями или нотациями – с ним разыгрывают занимательные сюжеты, которые при этом оказывают куда более мощное воздействие, нежели нудное морализаторство. При этом обязательно сохраняются основополагающие рамки: неизменное ограничение по времени, запрет на порчу игрушек и на агрессивные действия по отношению к психотерапевту.

В чем соль?

Впрочем, с помощью игровой терапии можно не только предупредить развитие выраженных проблем развития детей, но и преодолеть их.

Когда ребенок приходит на первый прием, психотерапевт выявляет основную проблему или проблемы, которые мешают гармоничному развитию ребенка.

Родители с опаской относятся к психотерапевтам, как детским, так и взрослым. Для них психотерапевт ассоциируется с врачом-психиатром, и тревога родителей, что в их семье «что-то не так», несомненно, передается ребенку. В реальности же психотерапия бывает далеко не только медикаментозная. Чтобы получить специальность психотерапевта, специалисту нужно знать основы клинической психологии, но при этом не обязательно быть дипломированным врачом.

Чуткий специалист будет просто, без диагнозов, беседовать с родителями и играть с ребенком, намечая при этом стратегию работы, ее перспективы и риски. Важно, чтобы ребенок был уверен, что с ним просто играют. Тогда психологическая коррекция пройдет мягко и аккуратно.

Диагностика проводится тоже не прямо, а косвенно – через игру. Здесь важно и то, как играет малыш, и то, какие игрушки он выбирает для игры. Так, механические игрушки чаще берут дети с трудностями в общении. Животных – дети помладше. Дети от 5–6 лет чаще выбирают игрушечных человечков.

Иногда для диагностики психологи используют еще один способ – рисунок на свободную или заданную тему, который ребенок должен выполнить самостоятельно. Анализ детских рисунков помогает терапевтам глубже понять проблематику, после чего подбирается стратегия игр и взаимодействия с ребенком.

Существуют две основные формы общения психотерапевта с ребенком и семьей, и игровая психотерапия здесь не является исключением. Психотерапевт может работать как в директивном (направляющем), так и в недирективном (ненаправляющем) подходе, в зависимости от ситуации. Опытный игровой психотерапевт умело совмещает обе формы в разных сочетаниях, отталкиваясь от актуального состояния ребенка.

Погружение в сказку

Директивный подход, по сути, является педагогическим. Используя его, психотерапевт берет инициативу на себя, управляет ходом событий, фиксируя все проявления активности маленького пациента. Он обрисовывает малышу дальнейшие действия, дает советы, указывает ребенку выход из ситуации.

Терапевт пользуется методическими приемами, играми со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это могут быть игры по сказкам. Терапевт может подбирать героев, чтобы малыш увидел в них сходство с собственной жизнью и окружением. С персонажами происходят различные истории, и возникают непростые ситуации, иногда похожие на те, что случаются с ребенком в реальной жизни. Иногда в таких сказках герой ищет выход из положения и в итоге находит идеальное решение с помощью мудрого наставника, которого встречает по ходу сюжета.

Цель психотерапевта – показать ребенку его поведение со стороны и ненавязчиво, в игровой форме, подсказать наиболее благоприятный стиль поведения. Проживая трудности в волшебном мире сказки, ребенок успешнее находит выход даже из тупиковых ситуаций.

Бывает, что при директивной игровой психотерапии психологи прибегают к ролевым играм с куклами. Это могут быть как простые «дочки-матери», так и настоящий кукольный театр.

Через разыгрываемые сценки малыш видит «со стороны» различные поступки, начинает сопереживать героям и анализировать их действия.

Сюжеты – от самых банальных до фантастических: прием гостей, драка в песочнице или полет на Луну в целях спасения Маленького принца.

В этих играх замечательно то, что ребенок играет не за себя, а как бы за другого персонажа (куклу), и совсем необязательно за того, который ведет себя, как сам малыш. Даже наоборот, если ребенок играет не трусишку (если малыш трусит), а защитника слабых – достигается наибольший терапевтический эффект, поскольку ребенок словно «примеряет» на себя иную роль. Таким образом, ребенок начинает понимать, как его поведение выглядит со стороны и как можно преодолеть собственный недостаток.

Наладить контакт

Недирективная терапия ориентирована на самостоятельную игру ребенка, которая помогает ему выразить свои чувства, свой внут­ренний мир. Такую игротерапию еще можно назвать импровизированной, поскольку психолог не диктует жестко сюжет игры, а предоставляет самому ребенку придумать сценарий. Или же психолог выбирает игру, правилам которой подчиняются все: как дети, так и он сам. Цель терапии – создание атмосферы взаимопонимания и эмоционального сопереживания ребенку, а также гармонизация психики ребенка.

Например, классические игры для развития самостоятельности – жмурки, привидение или прятки – в некоторых ситуациях прекрасно помогут тревожному ребенку, придадут ему уверенности как ничто другое! А для снятия напряжения и выплеска агрессии подойдут казаки-разбойники, салочки, злые-добрые кошки, когда дети поочередно превращаются то в злых царапающихся и шипящих кошек, то в добрых, мурлыкающих и ласковых.

Для налаживания детско-родительских отношений подойдут игры «Доверяющее падение», когда ребенок падает спиной к взрослому, а тот подхватывает малыша на руки, или «Ласковые лапки»: ребенок закрывает глаза, а родитель или психолог поочередно водит по его ручке то перышком, то ваткой, то листочком бумаги – и малыш должен угадывать предметы.

В игровой психотерапии обязательно учитывается индивидуальность ребенка, его желания, позитивный настрой, отдача. Основной постулат – игра должна приносить радость, ведь только так можно достичь нужного эффекта! Разумеется, и в играх случаются трудности и испытания. Ответственность психотерапевта – следить за тем, чтобы ребенку они были по силам.

Вместе мы сильнее

Ребенок растет в окружении родных и близких, неравнодушных к нему людей. Задача детского психотерапевта – не «исправление» ребенка, а преодоление его трудностей. Эти трудности могут быть связаны не только с самим маленьким пациентом, но и со всей семьей.

Все, кто живет вместе с ребенком, даже хомячок, занимают определенное место в его душе. Важно понять, какое это место и какой вклад вносит в развитие ребенка каждый. Кем считает себя малышка в сказочном королевстве – своей семье: любимой и любящей дочкой, несчастной падчерицей, терпящей непрерывную критику, или капризной принцессой, которой служат даже король с королевой?

Игровые психотерапевты могут увидеть в игре то, что скрыто даже от родителей. Поэтому они обязательно регулярно консультируют семьи. Внимательное отношение всех членов семьи к психотерапевтическому процессу, готовность совместно преодолевать трудности, ответственность в выполнении рекомендаций являются фундаментом, на котором строится радостное взросление!

Психологи утверждают, что каждый человек рождается с уже заложенным характером, талантами и даже вкусовыми пристрастиями.

Если понаблюдать за младенцем, можно увидеть, что это действительно так. Один малыш невозмутим, даже когда у него отнимают лопатку в песочнице, а другой с криком бросается на обидчика; один любит побегать, другой – тихо посидеть на коленях у мамы.

Учитывая эти наблюдения, можно сказать, что задача воспитания состоит не в том, чтобы «на белом листе нарисовать нужную картину», а в том, чтобы развить заложенные достоинства и способности и максимально «обезвредить» недостатки. И сделать это можно с помощью обыкновенных игр, многие из которых мы помним с детства. Главное только – проявить побольше фантазии и терпения.

Кристина Сандалова / журнал «Виноград», №2 (март-апрель 2016)