Нынешние дети, кажется, уже рождаются с умением пользоваться различными гаджетами. Но стоит ли позволять малышу проводить время за смартфоном или планшетом?

О пользе проделок

Вспомните своё детство. Мы лазали по деревьям и валялись в траве, бегали и прыгали, сшибая коленки и локти. С точки зрения родителей, это было баловство. А с точки зрения нейробиологов – развитие телесного самоощущения и познавательных способностей. Во время таких игр и проделок в предлобной коре мозга формируются нейронные связи, которые отвечают за восприятие окружающего мира, умение заранее просчитывать свои действия и справляться с неприятными эмоциями. И получить это возможно, лишь испытав всё на себе. Сидя перед экраном компьютера и переживая вместе с героями, которые бегают, прыгают, лазают, телесное самоощущение не развить. На снимках МРТ, представленных японскими учёными, видно, что у любителей смартфонов и планшетов передняя кора головного мозга уменьшена. А это значит, что у них снижены познавательные способности и умение контролировать эмоции.

Это же подтверждает и американский психотерапевт Линда Базел. Ребёнок должен бегать, прыгать, собирать конструктор и пазлы, играть в куклы и машинки. Если вся его деятельность ограничена лишь электронными гаджетами, то многие нейронные связи просто не образуются, а объём мозга будет на треть меньше, чем должен быть. А исследование британского логопеда Салли Уорд доказало, что дети, у которых любимой игрушкой с самого рождения были гаджеты, к трём годам отставали в развитии от своих сверстников на целый год.

И снова о моторике

Известно, что в раннем возрасте большое значение для развития ребёнка имеет состояние его мелкой моторики, от которой зависит и умение писать и считать, и умственные способности. Для этого детям испокон веков предлагалось перебирать крупу, нанизывать бусины, лепить из глины и пластилина, вырезать, вышивать, собирать мелкие детали конструктора. Ещё несколько лет назад учёные реабилитировали компьютерную мышку, заявив, что она тоже способствует развитию мелкой моторики.

Но сегодня на откуп малышам отданы планшеты с сенсорными экранами. Тыканье же в них пальчиком никакого отношения к развитию мелкой моторики не имеет.

По мнению британских педиатров, сенсорные экраны не позволяют детям развить мышцы пальцев и кисти. И научиться писать ручкой на бумаге таким детям будет очень непросто. Более того, дети, увлечённые планшетами, даже не могут играть в кубики и собирать конструктор.

Это означает, что какой-то важный этап в своём развитии ребёнок не прошёл. А без него учёба в школе и всякие науки просто не будут даваться.

Разучились читать?

Учителя в школе часто жалуются, что дети неспособны читать большие куски текста. Даже если речь идёт об учебной литературе. Что говорить о художественной – прочитать «Войну и мир» большинству сегодняшних школьников просто не под силу.

Причина такого положения дел – в клиповом мышлении. Когда ребёнок (или взрослый) не в состоянии воспринимать большие объёмы информации и осваивает их в виде короткого яркого сообщения, будь то новость в телевизоре или Интернете или картинки, напоминающие видео-клип. Ребёнок может «переварить» несколько таких клипов, но не осилить две страницы сплошного текста.

К сожалению, сегодня вся индустрия развлечений и большинство детских журналов подают информацию именно так – клипами. Даже учебники сегодня стараются строить по такому принципу. В итоге у маленького человечка оказываются совершенно невостребованными умения выстраивать логические связи, углубляться в текст и анализировать его.

Кроме того, клиповое мышление, по мнению американского психолога Ларри Розен, позволяет не концентрироваться на одной задаче, а выполнять сразу несколько: делать уроки, общаться в соцсетях, выкладывать и редактировать фотографии, слушать музыку. Хорошо это или плохо?

С одной стороны, в описаниях вакансий сегодня часто упоминается умение соискателя работать в условиях многозадачности. Так что, наверное, неплохо, что ребёнок может делать одновременно несколько дел.

С другой стороны, многозадачность подразумевает всё же и качество каждого дела. Так что умение сконцентрироваться никто не отменял. И в первую очередь ребёнок должен научиться ему.

Пока же многозадачность в детском возрасте, по мнению Ларри Розен, оборачивается лишь рассеянностью и дефицитом внимания.

Подручный инструмент

Так к прогрессу или к деградации ведёт увлечение гаджетами? Ответ на этот вопрос зависит от… родителей.

Глупо отвергать современные технологии и полностью лишать ребёнка телевизора, компьютера, мобильного телефона. Все эти устройства полезны, облегчают жизнь. Надо лишь научить ребёнка пользоваться ими.

Мобильный телефон необходим, когда ребёнок гуляет один: это и связь с родителями, и часы. Но должно неукоснительно соблюдаться правило: телефон должен быть всегда заряжен, включён и счёт на нём пополнен. Следить за этим – обязанность ребёнка, а не родителей.

Фотоаппарат в мобильном или планшете сегодня тоже вещь для школьника необходимая. Не только для того, чтобы поснимать друзей или пейзажи, но и сфотографировать расписание или задание.

Через Интернет можно и нужно учить ребёнка искать всякую справочную информацию.

Да и соцсети – отличная возможность поделиться сразу со всеми друзьями какой-то новостью или своими фотографиями.

Главное, чтобы все эти электронные устройства не подменяли собой жизнь.

Автор: Елена Бабичева