Как вы думаете, почему ваш ребенок постоянно просит читать ему одни и те же сказки? Обычная картина: вы прочитали своему чаду перед сном «Красную шапочку». Он внимательно вас слушал, а потом, как всегда, заснул сладким сном. На следующий день он просит вас почитать ему перед сном... «Красную шапочку». Вы читаете. На следующий день – опять «Красную шапочку». И так – многократно. Так в чем же дело?

Ну, допустим, это его любимая сказка. И именно по этой причине он постоянно просит вас читать ее. Допустим. Но если вы хорошенько понаблюдаете за своим ребенком, вы увидите, что не в этом дело. У ребенка может быть любимая сказка «Колобок» или «Три поросенка», а он постоянно просит «Красную шапочку». Очень часто такое бывает.

Итак, почему так происходит? Все дело в понимании. Ребенок не может с первого раза понять, о чем речь в сказке. Или он не может понять отдельные части сказки. Но он хочет понять все и поэтому просит и просит вас перечитывать ему одно и то же много раз.

Вот как это работает. Покажу на примере своей дочери.

Моей Анюте 5 лет. Мы с ней много общаемся. Я никогда не навязываю ей свое мнение, но периодически рекомендую ей что-то. И когда мои рекомендации «в тему», Анюта берет их на вооружение. Это касается выбора одежды, прически, еды и многого другого.

Недавно я решила проконсультировать Анюту по поводу обучения. Я рассказала ей о том, как нужно учиться, чтобы понимать и усваивать изученное. Она внимательно меня слушала. Было видно, что ее это очень интересует.

Я говорила ей следующее: «Когда я читаю тебе сказку, в ней может встретиться слово, которого ты не понимаешь. Если это произойдет, часть сказки, которую ты слушаешь, превратится в пустоту, то есть ты даже не будешь помнить, о чем там шла речь. В результате вся сказка может стать для тебя непонятной».

Аня слушала затаив дыхание. Я поняла, что затронула очень близкую ей тему. Скорее всего, она неоднократно сталкивалась с этой «пустотой» и единственным решением для нее было – попросить меня перечитать сказку в следующий раз. Я перечитывала, однако там все еще оставались непонятые слова и пустота. Таким образом, одну и ту же сказку мы читали снова и снова.

И вот, когда я начала рассказывать Ане про непонятые слова и пустоту, которая появляется сразу же после них, Аня озарилась. Она поняла, что надо делать, когда она хочет усвоить информацию.

С тех пор каждый раз, когда я ей что-то читаю, она спрашивает меня, что означает то или иное слово, которое встречается в сказке и которое она не поняла. Я проясняю ей эти слова. Если она все еще не понимает, я снова проясняю, пока она не кивнет головой и не скажет: «Понятно, читаем дальше». И мы читаем дальше.

Сейчас картина изменилась кардинально. Аня больше не просит меня многократно перечитывать одни и те же тексты. Мы изредка перечитываем только любимые сказки, под настроение. И в ее привычку давно вошло не пропускать непонятые слова, а досконально прояснять их, прежде чем читать дальше.

Крайне важно полностью понимать слова, из которых сложен текст. Это неотъемлемый атрибут компетентности и высокого уровня интеллекта. Не скорость чтения, не зубрежка, не тупое запоминание материала нужно для того, чтобы усвоить информацию. Ключ к мудрости – это полное понимание слов, которыми мы пользуемся в письме и в речи.

Приобщайте ребенка к словарю. И вы получите вдумчивого и добросовестного ученика, который как губка будет впитывать знания, не уклоняясь от обучения и не избегая его.

Автор: Кристина Астремская