Лучшим временем для развития памяти считается период от четырёх до шести лет. Именно в это время детский мозг особенно пластичен, схватывает информацию буквально на лету. Примечательно, что в этом возрасте ребёнку, чтобы провести анализ представленной информации, необходимо её, прежде всего, запомнить. Таким образом, развитие памяти является простым и эффективным путём к достижению успехов в различных областях знаний.

Хорошо известно, что каждый человек обладает от природы хорошей или плохой памятью. Мало кто осознаёт, что память поддаётся тренировке, то есть даже «плохая наследственность» в этом случае может быть легко скорректирована регулярными занятиями и многократными повторениями.

Прежде чем заняться тренировкой памяти малыша, необходимо определить, какой тип памяти для него является определяющим. В зависимости от того, посредством какого анализатора кроха получает наиболее значимую для него информацию, над тем типом памяти и следует работать прежде всего. Если в описании объектов кроха особое внимание уделяет их внешнему виду, то с полной уверенностью можно утверждать, что для него приоритетной является зрительная память.

Если же в своём описании малыш опирается на звуковые характеристики объекта, то особое внимание рекомендуется уделить слуховой памяти. Использование жестов и характерных движений при описании объектов характеризует детей, которые чаще всего прибегают к помощи двигательной памяти. Безусловно, существуют малыши, которые умело используют возможности всех трёх видов памяти, в этом случае можно смело утверждать, что они являются счастливыми обладателями смешанной памяти.

Исходя из типа преобладающей памяти, психологи рекомендуют соответствующим образом строить все занятия с ребёнком. Для малышей со зрительной памятью крайне важно увидеть объект, для тех, кто пользуется преимущественно слуховой памятью, - услышать о нём, а для обладателей двигательной памяти – изобразить его движения. Такой подход должен быть использован как при освоении букв алфавита, так и при формировании математических навыков различной степени сложности.

Нельзя забывать, что память человека бывает кратковременной и долговременной. Именно развитию долговременной памяти и следует уделять особое внимание. Многократные повторения позволяют перевести информацию из «файлов» кратковременной памяти в «файлы» памяти долговременной, из которых малыш в нужный момент всегда сможет почерпнуть необходимые данные.

Интересно, что информация в «файлах» памяти может сохраняться в различных видах. Различают эмоциональную, словесно-логическую и образную память. Эмоциональная память позволяет сохранять важные события, которые наполнены определенным эмоциональным окрашиванием. Поскольку одновременно приходится запоминать большое количество деталей, на хранение информации в этом виде памяти приходится выделять значительные ресурсы.

Более компактным типом хранения информации является словесно-логический. В этом случае слова, которые обозначают отдельные понятия или объекты, формируют чёткую логическую цепочку, поэтому, озвучив первое слово-понятие, малыш с лёгкостью может восстановить и всю последовательность.

Наиболее экономичным вариантом хранения важной информации считается образная память, при этом сам образ хранится в правом полушарии головного мозга, а его словесная характеристика – в левом. В результате удаётся надёжно сохранить полученную информацию, которую при первой же необходимости можно извлечь без потери качества.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста усвоение информации чаще всего происходит через образы, именно поэтому преподносить новые знания им лучше всего в соответствующей обстановке и с учётом особенностей их памяти.

Лучшим вариантом для тренировки памяти являются так называемые мнемонические игры, во время которых малыш не теряет интерес к занятиям, так как присутствует соревновательный момент и определенный элемент новизны и непредсказуемости. Интересно, что дошкольники и младшие школьники гораздо эффективнее тренируют память, играя в большой компании. Существует негласное правило: чем меньше участников, тем короче должна быть продолжительность игры.

Известными примерами игр на развитие памяти являются: «Испорченный телефон», «Чемодан», «Мемори», «Зеркало». Суть игры «Испорченный телефон» состоит в передаче постепенно увеличивающейся информации от одного игрока к другому. Подобный принцип используется и в игре «Чемодан», когда каждый участник должен достать из чемодана воображаемые предметы, в точности повторив перечень, озвученный предыдущим игроком, и добавив к нему один предмет от себя.

Главным заданием игры «Зеркало» является повторение увеличивающейся последовательности движений предыдущего игрока. Используя слова-образы, можно подобными мнемоническими играми скрасить досуг во время ожидания или дальних путешествий, что принесет неоценимую пользу памяти ребёнка и взрослых.