Бывает, что дети не замечают людей вокруг себя. Они могут часами сидеть рядом с кем-то и не проронить ни слова. Проходят мимо родных, словно мимо мебели. Такое впечатление, будто они все время погружены в свои мысли, в свой мир. Обращаешься к ним – не отвечают, словно не слышат, хотя со слухом у вроде все в порядке. Что это значит?

Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Российского детского фонда Татьяна Шишова:

– Скорее всего, ребенок аутизирован. Аутизация – это болезненное отгораживание от мира, сильное нарушение контактности, когда человек находится как бы в непробиваемой защитной скорлупе. Он кажется равнодушным, но на самом деле за отстраненностью обычно таится страх. Страх общения, страх людей, страх неизвестности. Когда пытаешься пробиться сквозь эту защитную скорлупу – например, привлечь аутиста к игре, – он может отреагировать слезами, криком, агрессией.

Родителям детей-аутистов следует как можно скорее обратиться за помощью к врачу-психиатру, сочетая лечение со специальными психо­коррекционными занятиями. Одними занятиями с такой проблемой, к сожалению, не справиться.

Но бывает и так, что ребенок аутизируется не вследствие болезни, а из-за какого-то сильного душевного потрясения. Например, из-за разлуки с матерью или смерти какого-нибудь члена семьи. Кроме того, аутизацию может вызывать и длительное пребывание в травмирующей обстановке. Такое нередко можно наблюдать в семьях, где ссоры и скандалы – неотъемлемая часть жизни.

Взрослые считают, что ребенок не обращает внимания на их бурные сцены, а в действительности для него это непосильные, запороговые переживания, и он подсознательно от них отгораживается. Но как и сама подобная ситуация глубоко патологична, так и реакция ребенка не нормальная, а болезненная. В результате чувства его притупляются, становятся поверхностными. А это, в свою очередь, пагубно сказывается на интеллектуальном развитии, поскольку в детском познании мира эмоции играют ключевую роль.