Спросите у взрослого человека, что такое «дружба». Скорее всего, он ответит, что это душевная привязанность, доверительные отношения, готовность помогать и жертвовать чем-то ради другого человека. А что может ответить на такой вопрос маленький ребенок? Да он пока и слов-то таких не знает. И все же…

Фактор дружбы имеет огромное значение для развития личности. В нашем языке много терминов для определения уровня отношений между людьми: знакомые, товарищи, приятели, друзья. Эти люди расширяют наш кругозор, через них мы узнаем что-то новое, они поддерживают нас в трудные моменты, критикуют, когда надо, помогая нам увидеть себя со стороны. Они дарят нам радость бескорыстного общения, сочувствия и сопереживания.

Все вышеперечисленное необходимо и нашим детям. Поэтому чем раньше ребенок начинает общаться с другими малышами, тем лучше. Он приобретает бесценный опыт: учится знакомиться со сверстниками, строить общение, принимать участие в совместных играх. Такие навыки и умения будут в дальнейшем способствовать социальной адаптации в различных условиях, коллективах.

Но дружба – это не наука. Да, у нее есть свои законы, определяющие наше поведение, но у нее нет четких формул и алгоритмов. Нельзя просто взять двух малышей и, заставляя их много времени проводить вместе, надеяться, что в итоге они станут лучшими друзьями. Дети с раннего возраста только сами определяют, с кем они будут общаться (возможно, еще даже не умея разговаривать), а с кем нет. И не всегда этот выбор будет понятен и приятен родителям. Но гневные запреты (или даже угрозы) в данном случае ничем не помогут.

Известный факт – дети неосознанно копируют манеру поведения своих родителей. Если у мамы и папы много друзей, которые регулярно приходят в гости или приглашают к себе, если всем вместе им весело, то ребенок будет считать именно такую ситуацию нормальной, правильной. И, конечно, будет стремиться воссоздать ее на своем уровне. А если родители предпочитают замкнутый образ жизни, то и малыш будет больше склонен к играм в одиночестве, чем в шумной компании сверстников. Так что прежде чем сетовать на то, что у ребенка слишком много друзей или их нет вообще, взрослым нужно оглянуться на себя.

Разумеется, многое зависит и от того, как родители объясняют малышу, что такое дружба. Детские сказки – прекрасный источник множества историй о том, как друзья помогают добиться поставленной цели, справиться с трудностями, победить врагов. Стоит обращать внимание ребенка на то, что именно дружба позволила героям добраться до счастливого финала. Тогда у маленького человека в сознании будет формироваться образ друга – надежного и верного товарища, который всегда поможет, с которым ничего не страшно.

Как уже было сказано, не всегда родителям будут нравиться друзья их ребенка. Один приятель может показаться чересчур агрессивным, другой – невоспитанным, третий – жадным. Не стоит в лоб спрашивать у малыша: «Зачем ты с ними дружишь?». И не стоит выдвигать ультиматумов: «С этими хулиганами не дружи, а вот с теми послушными детьми дружи!».

Точный ответ на вопрос ребенок вряд ли сформулирует, а категорический запрет вызовет в нем ответную протестную реакцию. Родителям нужно быть терпеливыми и мягкими, время, как правило, само все расставляет на свои места. Может быть, ребенок учится: у друга-агрессора – стойкости и энергичности, у невоспитанного – независимости, а у жадного – бережливости. Это пройдет.

Мягко направлять малыша в дружбе нужно. Грубо вмешиваться все же не стоит.