Начиная обучение рисованием, надо познакомить ребенка с тем, что в результате движений руки с карандашом по бумаге остаются линии и штрихи. «Вот, как получилось», «Вот, как нарисовал», — говорят малышу взрослые, и он сам начинает смотреть на то, что нарисовал. И совсем не важно, что разнообразные штрихи и линии еще не являются рисунком в полном смысле этого слова, но они очень важны для последующего овладения рисованием как средством изображения.

Увлекаясь новыми движениями карандашом (фломастером), малыш наносит все большее количество линий и штрихов, рука его крепнет, и движения становятся увереннее и разнообразнее. От этого и линии приобретают иной характер. Они закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги. Ребенок овладевает перекрещиванием линий.

Однако чаще все это получается случайно. Не всякую линию он может по предложению взрослого повторить. Ему не всегда удается направить движение руки согласно определенной цели. В рисовании еще много нецеленаправленных движений, не связанных с получением определенного результата. Он не может сознательно в нужной точке остановиться, чтобы получить линию определенной длины, а рисует, как выйдет.

Благодаря неоднократному повторению одних и тех же движений ребенок упражняется в начертании тех или иных линий. При этом движения становятся более смелыми, быстрыми. Следы на бумаге начинают все больше привлекать ребенка. С возрастающим интересом он следит за движениями руки и получающимися на листе яркими линиями, обращает внимание на их конфигурацию.

И вот наступает очень важный момент в развитии рисовальных движений и в умственном развитии ребенка: он начинает соотносить движение руки с характером получающихся штрихов, линий, понимать их зависимость друг от друга и пытается повторить то или иное движение, чтобы получить линию или штрих определенной конфигурации. Такие попытки нужно поощрять.

«Молодец, — говорят малышу, — еще такие же нарисуй». Это вдохновляет ребенка на повторение. Если же он отказывается повторить только что произведенное движение (а это может быть или потому, что малышу трудно, или он не уверен в успехе, или просто устал рисовать), не надо настаивать, чтобы не вызвать отрицательного отношения к рисованию. Но в следующий раз опять мягко предложить повторить то или иное изображение, линию. Со временем ребенок будет повторять начертания увереннее и охотнее.

Не следует спешить с приписыванием изобразительного содержания следам от карандаша, спрашивая: «Ты шарик нарисовал, да?» Или: «Это у тебя домик получился?» Ребенок может соглашаться, не видя в сочетании линий никакого сходства. А нужно учить детей всматриваться в получающиеся конфигурации и очертания и, опираясь на опыт знакомства с предметами и явлениями окружающего мира, искать сходство их с линиями и штрихами.

Поэтому полезно ставить перед ребенком такой вопрос: «Что ты нарисовал?» Или: «На что это похоже?» - не подсказывая ему ответ. Не беда, если ребенок промолчит или смущенно промолвит: «Не знаю». Такие вопросы заставят его задумываться над тем, что получилось. Постепенно он поймет, что можно что-то нарисовать, и сам будет искать сходство линий и очертаний с предметами реального мира. Так появится потребность что-то изобразить. И если взрослые не увидят в рисунке то, что называет ребенок, не нужно огорчать его отрицанием: «Какой же это домик, на домик не похоже!»

Не следует также думать, что такое название непохожих очертаний может привести к привычке выдумывать, говорить неправду. В данном случае ребенок ничего не сочиняет. Бывает, что какая-то линия, деталь натолкнут ребенка на установление сходства. Гораздо полезнее согласиться с ребенком, похвалить его: «Какой хороший домик нарисовал».

Важным этапом в овладении изображением является переход ребенка к осознанному повторению получившихся штрихов и линий. Это повторение способствует развитию произвольных движений, преднамеренных действий, рисовальных движений руки. Такое повторение нужно поощрять, стимулировать. Ребенок провел линию еще, еще. «Что ты нарисовал?» — спрашивает взрослый. «Дорожки», — отвечает малыш. — «Нарисуй еще много дорожек, чтобы все могли ходить». Он охотно исчерчивает линиями весь лист, и с каждым разом движения руки становятся все свободнее и увереннее.

Иногда взрослые, желая ускорить изобразительный характер рисования ребенка, пытаются учить его, рисуя при нем те или иные предметы (часто сложные, недоступные для изображения). «Вот какой домик нарисовал, теперь ты нарисуй такой же». И чаще всего получается обратный эффект. Движения ребенка еще недостаточно развиты, изобразительный опыт невелик, он не может повторить даже самое простое изображение домика и отказывается рисовать: «Нет, я не хочу, лучше ты мне нарисуй».

Такая поспешность может привести к тому, что ребенок долго сам не захочет рисовать. Он уже начинает понимать, что многого не умеет, во всяком случае, не умеет так, как взрослые, а поспешная их помощь убеждает его в этом, лишает уверенности в себе.