Кроха немало удивиться, узнав, что, да, лес навивает покой, усладу, но это безмятежное чувство обманчиво, так как среди растительного и животного мира идет беспрерывная борьба за жизнь.
Взглянем внимательно на эту лесную полянку. Когда – то здесь горел сушняк, потом это место зарасло травами, теперь оно заполонено молодыми березками, тянущимися к небу, старающимися занять, как можно больше пространства. А под ними уже виднеются маленькие елочки, которые со временем вырастут в мощные ели и подавят березки.
Белым красавицам начнет не хватать света, пространства, структура почвы под воздействием опавшей и сгнившей хвои будет меняться, что неблаготворно скажется на росте березок. Они станут слабеть, постепенно лес из лиственного превратится в хвойный. И неподалеку можно рассмотреть, подобный ельничек с сухими, кривыми березками и мощными ровными стволами елей.
Взаимосвязь в природе
Подобные процессы естественны и безболезненны для природы. Обмен, замену мы можем наблюдать на разных уровнях. На смену старым деревьям вырастают новые, опавшие листья гниют, превращаются в перегной и служат прекрасным удобрением для всего растительного мира.
Поразмышляйте с малышом, как животные и растения помогают друг другу, какие взаимосвязи существуют в природе. Проиллюстрируйте примерами: некоторые животные и птицы питаются семенами растений, делают запасы на зиму, часть оставшихся семян прорастает уже на новом месте, так происходит популяция растений.
Животный мир
Из животного мира в нашем лесу встретишь лишь мышь полевку, землеройку, ежа или белку и то, если повезет. Но вот следы пребывания животных можно увидеть. Оглядите подножия крупных деревьев. Возможно, вы встретите отшелушенные белкой шишки. Шишка, погрызенная белкой, имеет вид голого стержня с кисточкой чешуек наверху. Мыши отгрызают чешуйки так, словно подстригают шишку, оставляя рядом аккуратную кучку чешуек. Лакомится шишками и дятел.
Этот птичий кузнец запихивает шишку в специально подготовленную щель и долбит. Шишка после обработки дятла имеет встопорщенный вид с оттопыренными чешуйками. Балуется шишками и птичка со смешным названием «клест-еловик». Для того, чтобы отчетливо увидеть следы животных, живущих в вашем лесу, стоит прийти на прогулку зимой. На белом снегу четко отпечатываются, следы птиц и зверей. Можно будет их зарисовать и потом по справочнику определить обитателей вашего леса.
Дары природы
Можно заметить, что постепенно беготня малыша по лесу сменяется вдумчивой и внимательной прогулкой, когда он начинает рассматривать и расспрашивать о том, что привлекло его внимание. И каждый детский вопрос влечет за собой «увесистый» рассказ – рассуждение. Например, малыш увидел гриб или запоздалую ягодку брусники, вот вам и тема для лекции, а еще лучше для диалога, когда вы вместе рассуждаете и анализируете.
Можно рассказать о видах грибов и ягод, о съедобных и ядовитых, кто ими питается или о том, что матушка - природа дарит человеку и может ли человек прожить без нее, что такое кислород и фотосинтез. Тут уже надо подстраиваться под возраст ребенка и рассказывать так, чтобы было интересно и понятно.
Посиделки в лесу
Ах, как сладко находившись по тропинкам и надышавшись лесными ароматами, устроить привал на поляне. И самый обычный бутерброд с сыром или прозаический чай из термоса, вдруг окажутся райской пищей! После сытного «перекуса» самое время и интеллектуальной пище. Не забудьте взять небольшую подборку стихотворений русских поэтов, посвященных описанию осени: А. Пушкина, И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Фета. Они изумительно ложатся на густой шелест лесных исполинов и легкое шуршание их младших собратьев!
Поговорите с ребенком, какое настроение навивает стихотворение, насколько точно автор описывает осенний лес. А какими словами он сам смог бы описать вот эту лужайку или одинокую сосну «вышедшую» на поляну?
Неплохо было бы рассмотреть несколько репродукций картин на тему осеннего леса. Попробовать догадаться, написана ранняя или поздняя осень, что привлекло художника в пейзаже, почему он захотел нарисовать именно этот уголок природы?
Важно разговорить ребенка, чтобы захотел он поделиться впечатлениями, начал бы самостоятельно рассуждать, это можно сделать только через диалог. Помогайте ему подобрать нужные слова, образы, сравнения. И, наверняка, малыш после прогулки по лесу значительно расширит свой словарный запас и кругозор, ему так захочется поделиться с вами новыми впечатлениями, ощущениями, мыслями. Красота осеннего леса никого не сможет оставить равнодушным.
По дороге домой, если у крохи останутся еще силы, можно загадать загадки про осень. После прогулки по лесу он легко сможет найти ответы.
Вполне возможно, впечатления об осеннем лесе и дары, принесенные из желто-зеленого рая, послужат толчком к творчеству. Малыш захочет нарисовать картины осени, что – то сотворить из веточек и шишек, выложить картину из красно –золотистых листьев, а возможно и в рифмованной форме передать свои впечатления о прогулке… кто знает... Бунин тоже когда – то был ребенком.
Лес — точно терем расписной —
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, стройною стеной
Стоит над пестрою поляной.
И. Бунин
Автор статьи: Марина Саватеева
Развитие
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат