Каждому из нас в жизни приходилось быть не правым, хотя бы иногда. Только не каждый в такой ситуации, готов принять это, признать и попросить прощение. Как часто мы – взрослые, говорим о несправедливости и об обиде, потому, что не услышали «прости».

Мы учим ребенка просить прощение, например, если он игрушку отобрал или толкнул соседа, и при этом учим прощать, если обидчик извинился. Мы наблюдаем, как ребенок научается в своем маленьком обществе приносить извинения или прощать. Дети общаются на равных, учатся взаимодействовать, принимают нормы и правила общества.

Очень важно уметь признать свою неправоту, сказать «прости» и пойти дальше, также как и простить. Простить и эмоционально отпустить ситуацию. Вот только взрослые как способны научить, так и способны сами нарушить процесс формирования «прости-прощаю».

Часто дети сталкиваются с некими противоречиями, которые создают родители. Обещали сводить в кино – не смогли (разные бывают обстоятельства), ну, не смогли и ладно! Ограничились фразой «мы никуда не пойдем» и все! Что в итоге? Обида, как следствие «неизвинения» за несдержанное обещание и ощущение, что родители обманули. Такая «мелочь» на первый взгляд, а получилось – ребенка обманули и обидели. С таких вот «мелочей» и начинается детское недоверие и установка, что можно не извиняться, если что.

Идем дальше. На работе – аврал, усталость дикая, потом магазин, ужин, а тут еще двухлетка под ногами «мама поиграй, мама почитай». Сорвалась, ну с кем не бывает, шлепнула как следует!

Ни за что! Ребенок в слезы, у самой чувство вины… Ребенка на руки, объятия и поцелуи и конфета (игрушка, мультики). А почему не сказать: «Прости, мой родной, я виновата»?

Ни для кого не секрет, что дети «срисовывают картинку» поведения со своих родителей. Родители в прямом смысле подают пример, а не только говорят, как надо и как не надо поступать. Наибольшую часть информации дети считывают сами, путем наблюдения. Если родители провоцируют формирование установок «так получилось» вместо «я не прав, извини», то чего же они потом хотят от своих детей?

Не думайте, что Ваш малыш (двух-трех лет) не поймет «неправильность» Ваших действий и не оценит Ваши извинения. Для ребенка важно чтобы его уважали, уважали его интересы, чтобы он чувствовал, что слова и действия родителей не расходятся – это база для формирования уверенности, адекватной самооценки и доверия.

Ребенок любого возраста – личность, заслуживающая справедливости и честности. Если Вы учите его признавать свои ошибки и извиняться (нести ответственность за свой поступок), то необходимо и самим соблюдать это правило и по отношению к ребенку и в отношениях между родителями.

Кроме того, часто родители создают ситуацию, в которой авторитет (мама/папа) имеет свои (особые) правила, по которым он живет, т.е. у ребенка формируется понятие: родитель – главный, ему можно все (в том числе и не извиниться)

Поверьте, ребенок запомнит все эти «мелочи» и применит их в своей дальнейшей жизни. Часто такие дети, взрослея и достигая высокого социального статуса, считают, что те, кто «ниже» не нуждаются в извинениях, можно просто идти дальше, не отдавая себе отчет, прав ты или нет.

А если человек не умеет признавать себя неправым (приносить свои извинения), то впоследствии становится эгоистичным и упрямым, не умеющим признавать свои ошибки (а значит принимать в себе свои недостатки, принимать ответственность за свои действия и слова). Возникают трудности в осознании своих мотивов, в прогнозировании последствий своего поведения.

И главное, такой человек пронесет через всю жизнь те самые «мелкие неизвинения» которые больше всего ранили его еще в детстве и явились катализатором актуального отношения к миру и к себе.

На заметку:

• Относитесь серьезно к словам, брошенным как бы невзначай за приготовлением ужина или просмотром телевизора. Невнятное «ладно, сходим», может быть Вами забыто через секунду, а для ребенка Ваше слово – имеет вес, и он будет ждать исполнения обещания.

• Возьмите себе за правило давать обещание только в том случае, если Вы, действительно считаете, что выполнить его возможно.

• Учите ребенка признавать свою неправоту и просить прощения (как и у взрослых, так и у сверстников)

• Помните, что то, чему Вы учите ребенка, должно находить подкрепление в Вашем поведении, поэтому не забывайте извиняться перед ребенком, если не правы.